Классическая классно-урочная система зародилась много десятилетий назад, и ее нещадная эксплуатация привела к тому, что уровень образовательной активности сильно снизился. По мнению преподавателей, инновационная педагогика поможет вернуть в образовательный процесс креативность и творчество, сохранив при этом результативность деятельности учителя.
Что такое инновационная педагогика, ее цели и задачи
Инновации в педагогике приветствовались далеко не всегда. В Советском Союзе преподавание всегда велось по одной линии, и любая креативность могла привести к тому, что педагог лишался работы.
Сейчас же директора школы наоборот настаивают на увеличении инновационности педагогической деятельности. Пока что инновационная педагогика — это образное понятие, включающее в себя новые методы работы, способствующие полной реорганизации учебного процесса.
Цель инновационной деятельности — изменить существующие устои педагогики, сделать методики преподавания соответствующими уровню развития современных школьников. Прогресс не стоит на месте (в отличии от современных методик преподавания), и классно-урочная система все больше теряет свою эффективность. Учителя, придерживающиеся основ инновационной педагоги предлагают осуществлять задачи данной методики, которые в будущем принесут немалые плоды.
Так, одна из важнейших задач инновационной педагогики — это воспитание полной беспристрастности учеников по отношению к наукам. В Советском Союзе тщательно насаждалась мысль о том, что коммунистический режим является единственно верным, а стоящие у власти генеральные секретари — оплот честности и политической грамотности. Сейчас преподавательская деятельность отходит от пристрастности, воспитывая в детях склонность к качественному анализу всего материала.
Еще одна важнейшая задача инновационной педагогики — разработка новых методик преподавания, а также новых моделей деятельности. Поскольку современное поколение школьников все больше зависит от компьютерных технологий, педагогические методики также должны на них основываться. Повсеместное использование мультимедийных презентаций, создание компьютерных проектов на конкретные темы, анализ научной информации из интернета — все эти методики преподавания популяризируются инновационной педагогикой.
Педагогические инновации — это в первую очередь новые методики работы с детьми, направленные на воспитание их личностных качеств. Именно поэтому важнейшей задачей инновационной педагогики становится личностное становление как учеников, так и преподавателей. Приверженцы данной системы преподавания считают, что у каждого учителя должен быть свой подход к педагогической деятельности, который поможет не только изучить предмет, но еще и воспитать в детях определенные личностные черты. Учительская деятельность в школе уже давно не направляется исключительно на преподавание и на изучение сухих цифр. Сейчас педагоги по всему миру стараются разглядеть в своих учениках личность, и воспитать в них важные, социальные и гражданские качества. Считается, что правильная реализация этой задачи поможет наладить лучший контакт между детьми и преподавателями.
И, наконец, очень важной задачей инновационной педагогики становится анализ связи с традициями прошлого и будущего в плане преподавания. Данная задача подразумевает, что переход на новую систему преподавания должен быть постепенным, и совершая его, учитель не должен забывать про грамотное использование как новых, так и старых методик работы.
Конечно, сразу разобраться в основах инновационной педагогики довольно сложно, и поэтому во время перехода к новой концепции преподавания, учителям придется столкнуться с немалыми проблемами. Однако в проекции на будущее, инновационная педагогика поможет облегчить преподавание, увеличив ученические результаты школьников.
Как внедрять педагогические инновации
Одна из ведущих специалисток в области инновационной педагогики Н.Р.Юсуфбекова считает, что переосмыслению подвергнутся все ключевые аспекты современной образовательной концепции. Так, например, переработке должны подвергнуться педагогические технологии, целевой блок обучения, учебные программы и даже принципы управления образовательным процессом.
Из-за столь глобальной переработки, далеко не все школы стремятся переходить к инновационной педагогике. Чтобы достигнуть результата в этом направлении, полумер недостаточно, и перекраивать необходимо всю образовательную систему.
Начать нужно с внедрения педагогических инноваций в одном классе, чтобы потом проанализировать полученные педагогические результаты. Учителям в таком классе нужно использовать методики, основанные на формировании личностного отношения к тем или иным событиям или изучаемым явлениям.
Например, при изучении темы «Фашизм в Германии», преподавателю нужно не только объяснить, как деятельность Гитлера губительно сказалась на положении десятков стран, но и остановиться на основных идеях этой политической системы. Дети должны понимать, что в основе фашизма были не только отрицательные, но и положительные идеи, но при неправильной деятельности лидера, все хорошие идеи идеологов фашизма были стерты из памяти общественности.
Формирование всестороннего подхода к изучению каждой темы — основа инновационной педагогической деятельности. Также учитель должен влиять и на творческие навыки детей. Например, проходя тему «Механические колебания» по физике, учитель может попросить детей подготовить дома свой научный образец механических колебаний, объяснив суть процесса наглядным образом. Такая творческая работа поможет детям гораздо лучше понять изучаемую тему.
Во главу угла инновационная педагогика ставит гуманистическое развитие личности. Следовательно, главная цель педагогического процесса — воспитать всесторонне развитую личность с высоким уровнем нравственных и моральных качеств. Этой цели нужно придерживать на всех уроках, при использовании разных методик преподавания.
От стандартной методики «вопрос-ответ» стоит отходить, также как и от заезженной модели преподавания «повторение изученного материала — опрос-изучение новой темы». Поклонники инновационной системы предлагают строго разграничивать повторение материала и изучение нового. Так, на одном уроке русского языка педагог может устроить диктант, а на другом изучить тему деепричастные обороты, но под совершенно новым углом. Изучать эту тему можно на основе известных литературных произведений. Педагогу стоит отыскать отрывки из известных произведений и попросить детей найти все деепричастные обороты, объяснив, почему их нужно выделять запятыми. Такая методика преподавания помогает одновременно и материал новый изучить, и связь с другими предметами наладить.
Кстати, инновационная педагогика настаивает на важности установления связи между разными изучаемыми предметами. Раньше считалось, что математика, физика, русский язык и другие предметы — это независимые друг от друга дисциплины, и изучать их нужно отдельно. В противном случае, когда учитель пытается повторять основы одного предмета на другом уроке, в голове у школьников может возникнуть путаница, негативно влияющая на педагогические результаты.
В рамках инновационной педагогики, опытные преподаватели рекомендуют налаживать междисциплинарные связи. Так, на уроках русского языка можно делать отсылки к истории и литературе, а на уроках математики вспоминать основы физических законов.
Такой комплексных подход поможет лучше запомнить те или иные правила из разных предметов, объяснив детям, что в реальной жизни все науки взаимосвязаны и имеют отсылки друг к другу.
После того, как результаты инновационной деятельности будут получены на примере одного класса, педагог сможет проанализировать успеваемость, сообщив о ней руководству. В дальнейшем, рекомендуется применять инновационные педагогические методики по отношению ко всем классам.
Основные проблемы инновационной педагогики
После того, как учителя и школьники десятилетиями работали по классической модели преподавания, перестроиться на новый лад очень сложно. Многие педагоги отказываются внедрять инновационные методики, даже не разобравшись в их преимуществах.
Не стоит забывать про то, что инновационная педагогика подразумевает полное перекраивание системы образования, в том числе и изменение положения руководящей школьной верхушки. Именно поэтому и директора школ не слишком жалуют инновационную педагогику, считая, что прежние методики преподавательской работы будут работать вечно.
Однако внедрение инновационных педагогических мер в некоторых школах продемонстрировало рост ученических результатов образовательной деятельности. При правильном внедрении инноваций, педагогические результаты вырастут за максимально короткие сроки.
М.А. Данилов рекомендует в первую очередь воспринимать детей как личность, со своими недостатками и достоинствами. Работать с ученикам нужно по индивидуально разработанному плану, который нацелен не только на прогресс педагогических результатов, но и на воспитание индивидуальности и творческих качеств у каждого ребенка.
Конечно, работать индивидуально с каждым ребенком, воспитывая в нем личность — очень сложно, и такая деятельность отнимает гораздо больше времени. Однако и результативность преподавания при этом вырастет в разы, позволив ученикам лучше понимать все предметы.
Начинать внедрение педагогических инноваций лучше с младших классов, поскольку им гораздо легче будет перейти на новую преподавательскую модель. С учениками 10-11 классов работать будет гораздо сложнее, поскольку за много лет обучения они давно привыкли к стандартным методикам преподавания, и перекраивание основ педагогической деятельности может привести лишь к снижению успеваемости.
Пытаясь перекроить свою профессиональную деятельность, учителя начинают допускать грубые ошибки в правильности изложения материала. Да, инновационная педагогика подразумевает перекраивание всех учебных программ и учебников, но при этом вводить детей в заблуждение не нужно. Меняя учебную программу, педагог должен особенно следить за тем, чтобы излагаемый им материал был всегда понятным и соответствовал действительности.
Работая в рамках инновационной педагогики, учителю необходимо регулярно проводить мониторинг собственной деятельности, отслеживая педагогические результаты. В первые недели внедрения новых методик, педагогические результаты могут быть низкими, но при дальнейшем осуществлении инновационной деятельности, результативность непременно поползет вверх. Тут главное — не отступать от намеченного графика работы и следовать советам опытных педагогов, придерживающих инновационных концепций в образовании.
Конечно, работать в рамках инновационной педагогики очень сложно, и под силу это далеко не всем учителям. Именно поэтому, перед внедрением новых методик и перекраивании школьных порядков, нужно позаботиться о повышении квалификации учителей. Однако с прицелом на будущее, инновационная педагогика может принести невероятные плоды, заметно повысив результаты образовательной деятельности.
Дискуссии по поводу сложностей инновационной педагогики и ее актуальности ведутся в научной среде не первый год. Опытные преподаватели уверены, что за инновационной педагогикой будущее школьного образования, но чтобы добиться ее внедрения, нужно перекроить всю известную систему деятельности как учеников, так и самих учителей.
К записи "Новшества в современной педагогике: что такое инновационная педагогика?" оставлено 0 коммент.