Главная » Школа » Неуспеваемость школьников и пути ее преодоления
19
Dec

Неуспеваемость школьников и пути ее преодоления

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447

Неуспеваемость ученика заключается в недостаточном усвоении пройденного школьного материала за отведенное программой время. В чем же причины плохого усвоения учебной программы?

Чаще всего причиной неуспеваемости называют недостаточное умственное развитие ребенка, неспособность к обучению или банальное нежелание получать знания. Если такого мнения придерживается педагог, то назвать его специалистом или профессионал нельзя, поскольку каждый ребенок имеет способности к обучению. Вот только существуют некоторые факторы, которые могут повлиять на восприятие ребенком учебной информации.

Неуспеваемость школьников возникает по многим причинам: это и недостаточная квалификация педагогов, и социально-экономические условия жизни ребенка, и неправильная организация педагогической и воспитательной деятельности, отсутствие индивидуального подхода в обучении, большая нагрузка и другие. Физические недостатки также могут сказаться на качестве детского восприятия. Например, плохое зрение, слух или дефекты речи влияют на успеваемость. Таких детей нужно усаживать ближе к доске и уделять их обучению более пристальное внимание. Попадая в новый коллектив и в новую обстановку, ребенок испытывает огромный стресс, который также может негативно сказаться на дальнейшей учебе. Поэтому и родители, и учителя должны лояльно относиться к детям, строить структуру урока и домашнюю подготовку таким образом, чтобы школьники не уставали и испытывали интерес к изучению новых тем. Если ребенок будет систематически отставать от школьной программы, то в результате его обучение будет невозможным, поскольку последующий учебный материал построен на предыдущих знаниях. Отсюда — потеря интереса к обучению и психические изменения в личности ребенка. Как следствие, отстающие школьники начинают неуважительно относиться не только к учебному процессу, но и к учителям, устраивая на уроках дебош, отвлекая сверстников, пропуская уроки, а во многих случаях — бросая школу навсегда.

Отставание в учебе может начаться еще в младших классах. В этот период родители должны приложить максимум усилий, чтобы ребенок лучше воспринимал материал и с удовольствием выполнял все задания. Это совсем не означает, что ребенка нужно принудить или заставить делать домашнее задание. Часто родители делают ошибку, заставляя детей учиться, обзывая их и унижая, если школьник принес плохую оценку. Также негативно влияют на обучение родительские нравоучения, угрозы и наказания. Ребенок, который лишен самоконтроля, самостоятельности и саморегуляции, под страхом сделать ошибку, в итоге подсознательно блокируют восприятие школьного материала, что и становится причиной дальнейшей неуспеваемости.

Но все же успеваемость учеников в большей мере зависит от учителя, от его профессионализма и преданности своей работе. Так, если педагог не уделяет особого внимания построению урока, ставит перед детьми высокие цели, предоставляет для изучения большой объем нового материала без пояснения, игнорирует индивидуальную работу, то все это может стать причиной отставания.

Преодолеть неуспеваемость в школе помогают учителя и родители. Но основная ответственность ложится как раз на плечи педагогов. В работе по улучшению успеваемости школьников в первую очередь обращают внимание на восполнение пробелов в знаниях и развитие познавательной восприимчивости. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем отстающий ученик «шел в ногу» со своими сверстниками.

В этот период учитель может снизить требования к школьнику, который отстает. Это позволит ему быстрее наверстать упущенный материал и присоединиться к одноклассникам. Также важно устранить возможные причины неуспеваемости, например, это могут быть различные отрицательно действующие обстоятельства.

Кроме этого приветствуются индивидуальные занятия с отстающими детьми, в ходе которых рассматриваются самые трудноусваиваемые темы. Опрос неуспевающих детей должен быть более лояльным. Например, если ученик отвечает с места или у доски, ему нужно дать время на обдумывание заданного вопроса и построения правильного ответа. Учитель не должен торопить ребенка и, тем более, кричать или оскорблять его. Такое отношение педагога негативно сказывается на психике ученика и считается неприемлемым.

Эффективным методом преодоления неуспеваемости на уроках является раздел класса на три подгруппы: сильная, средняя и слабая. Такой подход позволит проводить индивидуальные занятия с отстающими школьниками в то время, когда более сильные ученики будут заниматься самостоятельной работой. Для такой работы педагог должен подбирать соответствующие задания для классного и домашнего выполнения.

Стоит отметить, что важную роль в восприятии нового материала учениками выполняет хорошая мотивация. Для этого педагог должен перед началом изучения незнакомой темы заинтересовать детей (например, создать проблемную ситуацию) , чтобы ученики поняли необходимость изучения этого материала.

Проблема неуспеваемости — сложное явление школьной действительности, которое требует разностороннего подхода в ее решении. Поэтому принимать подходящие меры следует моментально, дабы избежать более серьезных последствий.

Автор:    

К записи "Неуспеваемость школьников и пути ее преодоления" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)