Каждый пятый малыш на планете подвержен различным психическим нарушениям. Детские нервно-психические расстройства, безусловно, отставляют свой негативный отпечаток на развитии и возможностях маленького человечка.
Нервная система подвержена максимальным воздействиям именно в первые месяцы жизни человека, развиваясь и созревая с бешеным темпом. А потому психические расстройства у детей, поведенческая неадекватность часто выражаются в форме нарушений хода развития либо задержки отдельных психогенных процессов. В тоже время некоторые состояния, не испытывающие потребности в немедленной терапии, например, агрессивность, сбои в пищевом поведении, могут пройти бесследно.
Только квалифицированный специалист-психотерапевт способен установить истинную степень тяжести психического дисбаланса у ребенка, провести точную диагностику состояния и назначить оптимальное лечение.
Обычно признаки психического расстройства у детей выражены ярко и стихийно. Первыми на них реагируют взрослые (преимущественно это близкие родственники, нянечки, преподаватели) , отмечая у ребенка непослушание и беспокойность, вспышки немотивированной агрессии на обоснованную критику, резкий спад в стремлении узнавать новое.
Причины отдельных психических расстройств и разбалансировок в поведении у детей выражаются как следствие:
·особенностей процесса воспитания;
·генетических расположенности к нарушениям такого типа;
·унаследованных психических особенностей индивидуальности ребенка;
·последствий дисфункций мозга или сильного стресса – энурез, различные галлюцинации, фобии, тики;
·изнурительными болезнями ЦНС, вызванными нестабильностью обменных процессов, локализованных в головном мозге.
Внимательные взрослые наставники сами могут установить, что при развитии ребенок демонстрирует ряд отклонений, процесс не идет по нормальным рельсам. В каждом месяце малыш способен на прогресс действий, и если по неким причинам он не наблюдается, то чадо следует показать специалисту и выявить настоящую причину несоответствия. Действия, совершаемые ребенком согласно своему психофизическому созреванию, как раз и сигнализируют, что у ребенка есть риск подпасть под категорию дети с психическими расстройствами.
Дети с подобными проблемами отстают по уровню развития от своих сверстников. Так, могут наблюдаться следующие отклонения, не свойственные здоровым малышам:
1 мес. – не следит глазами за движениями лампочки влево-вправо;
2 мес. – не слушает гремящие игрушки;
3 мес. – в ответ не улыбается, не способен держать голову вертикально даже 30 сек;
4 мес. – не тянется к игрушке;
5 мес. – не переворачивается со спинки на животик;
6 мес. – не просится к маме на ручки;
7 мес. – не постукивает игрушками по столу;
8 мес. – не стоит при поддержке;
9 мес. – не ползает вперед;
10 мес. – не сбрасывает игрушки со стола;
11 мес. – не стоит, не двигается с опорой, не проявляет нужной реакции на свое имя;
12 мес. – не делает шаги, опираясь на взрослого, не подает игрушек взрослому;
13 мес. – не может 10 секунд самостоятельно стоять;
15 мес. – не говорит «мама», «папа»;
16 мес. – не ходит сам, не дублирует слова за старшими;
18 мес. – самостоятельно игрушками не играет, не может построить башенку из 3-х кубиков;
20 мес. – не называет частей тела, не использует 6 слов;
24 мес. – не в состоянии самостоятельно помыть руки под краном;
29 мес. – не просит еду;
30 мес. – самостоятельно не может спуститься с лестницы;
32 мес. – не умеет выкладывать в линию кубики;
33 мес. – суп ложкой самостоятельно не ест;
34 мес. – не просится на горшок, не «я»-кает;
36 мес. – на одной ножке не способен самостоятельно стоять;
37 мес. – не знает свое имя и фамилию.
Наиболее известные нервно психические расстройства у детей, чаще других диагностируемые специалистами, это ЗПР — задержка психического развития, невропатии разной этиологии, гиперкинетический синдром.
Невропатия возникает как следствие детской нервности, определенной наследственностью. Дети-невропаты внешне выглядят худощавыми, худыми и изящными. Они весьма музыкальны и подвижны. Могут раньше других детей начать говорить, читать, писать. Они потрясающе энергичны и неуемно любознательны, им до всего есть дело. При этом обладают недолгим, нестойким вниманием, лабильными эмоциями с резкими перепадами от полного отчаяния до безудержной радости. Успокоить их достаточно тяжело. Все эмоции на грани. Поэтому они порой являются непосредственными участниками конфликтов, взрослые считают их непокорными. У детей демонстрация нарушений пищеварительной системы — тошнота, рвота, нарушения аппетита, неустойчивый стул; высокая потливость, высыпания на коже.
Гиперактивность детей-невропатов сопровождается огромной усталостью, из-за чего они трудно расслабляются и усыпают. Вовремя уложить их спать – задача практически неосуществимая. Часами родители просиживают у кроватки, укачивая, поглаживая и похлопывая ребенка. Но чуть стоит им отойти, как малыш вновь начинает плакать. Сон у невропатов очень чуткий.
У таких детей возникают парадоксальные реакции на прием медикаментов: седативные лекарства вместо сна их возбуждают. Так, всем известно, что при затрудненном засыпании может посодействовать широко используемый и весьма распространенный димедрол. Невропаты же от димедрола, в основном, наоборот, возбуждаются. Совсем нестабильная ситуация получается при приеме увеличенной дозы, когда родные решают, что доза была маленькой, и дают малышу еще таблетку. При этом возбуждение растет, у ребенка даже могут возникнуть галлюцинации и тошнота.
При коммуникации с невропатами всегда нужно иметь в виду, что они наделены тонкой эмоциональной чувствительностью. Родителям стоит стать спокойнее и уравновешеннее. Это достаточно сложно и чаще происходит обратное явление — дети словно передают родителям вирус возбуждения и раздражительности.
Дети-невропаты трудно поддаются лечению. Но вместе с тем утешает то, что с возрастом при адекватном воспитании, которое должно учитывать особенности поведения таких малышей, они имеют все шансы на выздоровление.
Диагноз гиперкинетический синдром в нынешнее время устанавливают чаще мальчикам, нежели девочкам. Проявляется недуг очень рано, до достижения пятилетнего возраста. Гиперкинетесческий малыш очень высокоактивен, но не настойчив и редко завершает начатое дело до конца. Ему сложно прилагать усилия, чтобы достигнуть цели. Он часто хватается за много дел, меняя виды деятельности, перебегая от одного занятия к другому. Подрастая, такие дети демонстрируют себя чуть организованными, однако в школьные годы испытывают ощутимые трудности. Их непоседливость, неусидчивость и импульсивность зачастую приводят к совершению непредсказуемых поступков, поэтому именно они чаще других считаются зловредными нарушителями дисциплины.
Дети с подобными психическими нарушениями требуют особого подхода, а родители часто даже не могут понять природу поведенческих отклонений у ребенка, ее связь с болезнью. Дети огорчают родителей, не оправдывая их надежд, доставляют им массу хлопот. Отношения ухудшаются с прогрессирующей болезнью. Запускается порочный круг, вырваться из которого можно только с помощью специалиста в этой области.
ЗПР или задержание психического развития выражается в более позднем, по сравнению со сверстниками, появлении речи, трудностями при чтении, заучивании песен и стихов, полного безразличия к книгам, настольным играм и конструкторам, манкировании подготовительными занятиями к школе.
Не обязательно, что у всех детей, страдающих ЗПР, так плохо обстоит дело с развитием интеллекта, встречаются случаи, когда интеллектуальные данные развиваются неравномерно. Ребенок может достигать вершин в одной сфере знаний, но отставать в другой. Дети с ЗПР или с неравномерным развитием интеллекта чрезмерно обидчивы, могут быть агрессивными, конфликтными, в то же время это интроверты, не стремящиеся к общению с другими детьми.
Помочь детям с ЗПР и их семьям может лечение у психотерапевта или психиатра. Задержки и неоднородное развитие психики занимают пограничное положение в сравнении с умственной неразвитостью.
Наследственная умственная отсталость, или олигофрения (малоумие) , уже с 19 столетия подразделяют на 3 типа, в прямой связи от уровня тяжести заболевания согласно двум принципам:
•способность к самообслуживанию;
•способность к обучению.
Легкий уровень умственной отсталости, именуемый также дебильностью, выражен в том, что больной может научиться обслуживать себя. Он может самостоятельно одеваться, принимать пищу, пользоваться туалетом, усвоить навыки опрятности и гигиены. Проходя обучение по специально облегченной программе, его можно научить читать, считать, писать, обучить несложной профессией. В недалеком будущем он сможет самостоятельно заработать себе на пропитание. Важно своевременно — к 6-7 годам — правильно наметить формы обучения ребенка с особыми образовательными потребностями.
На более высоком уровне все вопросы решает специально созданная квалифицированная медико-педагогическая комиссия. Увы, часто родители не в состоянии принять ситуацию и называть вещи своими именами, адекватно реагируя на факт болезни. Они не находят в себе мужества, не желают смириться с заключением специалистов о том, что их ребенок особенный, чье общее психическое недоразвитие находится в степени легкой дебильности, и кидаются в разные крайности.
Грамотно назначить и провести лечение психических расстройств у детей должен врач-психотерапевт. Медикаментозная терапия в комплексе с занятиями по коррекции может облегчить более несложные ситуации. Но, к сожалению, иногда все же приходится просто смириться с такой участью и определить ребенка в специализированный интернат закрытого профиля.
Нервно-психические расстройства, диагностируемые у ребенка, воспринимаются многими родителями как страшный приговор. Не стоит опускать руки, следует окружить свое чадо повышенным вниманием и бороться за его выздоровление.
К записи "Нервно-психические расстройства у детей: признаки и лечение" оставлено 0 коммент.