Период детского развития с одного до трех лет считается самым благоприятным для формирования всех психических функций ребенка, а в частности – развития его речи. Развитость речи влияет на все процессы развития малыша.
Раннее детство считается основой закладки всей личности ребенка. Этот период характеризуется интенсивным физическим и психическим личностным формированием. Ребенок в этот период активно овладевает своим телом, речью и деятельностью. Именно в этом периоде целесообразно выявить, диагностировать отклонения в речевом развитии, отличить их от других возможных нарушений, вызывающих проблемы с речью (таких, как аутизм или задержка психоразвития) . Чем скорее будет дифференцирована проблема, тем легче и успешнее можно будет провести коррекционные работы с ребенком.
Исследования показали, что нарушение мышления и речи у детей взаимосвязано. Тяжелые нарушения в речи малыша приводят к неразвитости зрительного, слухового центров и пространственного восприятия окружающего. Ему трудно ориентироваться в направлении «право», «лево»; так же наблюдаются затруднения ориентировки на своем теле и в нахождении предметов вокруг себя. Анализ деятельности таких детей показывает, что их внимание малоустойчиво и быстро истощаемо; они склонны делать постоянные ошибки, но не замечать их.
Память малообъемна, но сохранена логическая память. Мышление детей с нарушением речи имеет некоторые особенности. У них не развиты основные познавательные функции мышления: синтез-анализ, сравнение-обобщение, словесно-логическое мышление. Им трудно установить связь между предметами, как они расположены по отношению друг к другу. То есть им проблемно познавать окружающий мир и преобразовывать его своими силами.
Как различить наличие дефекта в речи ребенка? Во-первых, главный признак этого – позднее появление слов (только к трем – пяти годам) . Во-вторых, речь непонятна. Так же может наблюдаться неразвитость мелкой моторики пальцев и кистей рук. Ребенку сложно различать существенные признаки предметов. Например, из четырех разных предметов трехлетний ребенок должен исключить лишний. Или обозначить одним словом по общим признакам группу предметов.
Известные педагоги и психологи сделали вывод, что очень важно предотвратить, а при наличии — ликвидировать печальные последствия, которые приносит нарушение мышления и речи. Оно может дать такой результат:
· Речевые проблемы приводят к задержке умственного развития, так как мышление формируется с помощью речи. Задержка других функций может привести к педагогической запущенности.
· Уже к пяти годам ребенок будет переживать неловкость и стыд пред сверстниками из-за недостатка речи.
· Нарушение речи будет мешать при обучении в школе.
· Это может повредить формированию будущего из-за личных проблем и трудностей в выборе профессии.
Чтобы предотвратить проблему с речью у ребенка, важно понимать, какие существуют факторы риска приобретения этой патологии. Они бывают биологические и социальные:
· Патология речи может начинаться еще с внутриутробного периода или родов; так же это могут быть мозговые травмы и инфекции или же семейная наследственная склонность к нарушениям речи.
Профилактика речевого развития должна контролироваться системой здравоохранения: это создание для будущих мам условий, охраняющих их здоровье и здоровье малышей.
Кроме того, проводится консультирование беременных женщин с целью выявления и предотвращения генетической предрасположенности наследственных патологий в психическом и речевом развитии внутриутробного малыша.
· Первые годы жизни ребенка нужно обращать особенное внимание на такие неблагоприятные ситуации, как травмы головы; воспалительные заболевания, связанные с мозгом; ушные заболевания и, как следствие, – потеря слуха.
· Исключение обстоятельств, приводящих к деформации зубов и челюстей (долгое сосание сосок, пальцев, травмы и так далее) .
· Отсутствие внимания родителей к развитию речи ребенка.
Главная ответственность за речевое развитие лежит на семье. Они должны повести ребенка к логопеду еще до исполнения ему одного года. Мышление ребенка с правильным развитием речевых способностей отличается отособенности мышления с нарушениями речи. Родителям легче увидеть у младенца такие нюансы психического развития, как, например, недостаточный рефлекс сосания, который может говорить о проблеме головного мозга; фиксацию взгляда, а так же прослеживание за предметом.
До трех лет уже можно увидеть недостаточность речевого развития у своего ребенка и обратиться к логопеду. Именно ранняя коррекционная работа в начале жизни такого малыша принесет успех. Она включает в себя развитие движений и психики ребенка. Необходима работа над ориентировкой и познавательной деятельностью малыша, фиксацией взгляда и слуховой активностью.
Ни в коем случае ребенка нельзя отделять от матери в ранний период детства, так как это может привести к подрыву деятельности его мозга, а в результате последует эмоциональная нестабильность и расстройство речи. Важной частью профилактики нарушения психики и речи ребенка является атмосфера в семье. На это влияет:
· Проявление характера родителей. Угрозой будет их подозрительность и мнительность, эмоциональная непредсказуемость, безразличие и отстраненность.
· Развод, частые раздоры и разделение в семье; несогласованность родителей в подходе к воспитанию.
· Резкая и частая смена событий, переезды, травмирующие психику ребенка.
· Воспитание с помощью запугивания, жестоких наказаний сверх меры.
· Хроническая недостаточность в речевом общении с маленьким членом семьи.
· Отсутствие культуры речи вокруг малыша: бедность словаря родителей, «сюсюканье» с ребенком и неправильное произношение слов, разговор до трех лет на нескольких языках.
Все эти нарушения поведения окружающих отражаются на поведении ребенка, его мыслительной деятельности и речевом развитии. Поэтому родители с первых дней должны заботиться о правильности и чистоте своей речи и адекватном поведении по отношению к малышу и друг другу.
По статистическим данным в последнее время количество детей с логопедическими дефектами возросло. Поэтому нужна совместная деятельность семьи и дошкольных учреждений по коррекции речи у таких детей.
Профилактическая работа детских учреждений направлена на развитие потенциальных возможностей речи у воспитанников. Особенно это касается детей, попадающих в особую группу риска появления ментальных и речевых дефектов.
Первая задача, стоящая перед логопедами – диагностика. Учителя логопедического направления наблюдают за пришедшими в детсад детьми с целью выявления состояния их мышления и речи. При этом они классифицируют степень речевой задержки, стараясь понять сопутствующие этому факторы.
Вторая задача – профилактика, педагогическая помощь в нормальном логопедическом развитии детей.
Третья задача логопедов дошкольного учреждения – профессиональная работа по устранению (полному или частичному) нарушения речи. Иногда проводится лишь сглаживание речевых дефектов, а по возможности удается полностью ликвидировать проблему.
Для этого ведется игровая деятельность, различные оздоровительные мероприятия и учебные занятия. К логопедическим детям выработан определенный педагогический и психологический подход. Ведется индивидуальная и групповая работа по коррекции нарушения речи малышей, а также профилактика и исправление проблем в их психических функциях (зрительных, слуховых, внимание, память, логическое мышление) .
Главным и определяющим направлением дошкольных логопедов является предупреждение языковых нарушений у детей, мешающим их ощущению полноценности. Дошкольный возраст предполагает закладку задатков общения в будущем, поэтому нужно сделать все возможное, чтобы откорректировать его личность до состояния полноценности. Для этого важно организовать ребенку разнообразную совместную деятельность как со взрослыми, так и со сверстниками.
Недоразвитость речи ребенка не является отдельным фактом, дефектом. Она оказывает серьезное влияние на все психическое развитие малыша. Поэтому коррекционная работа должна включать всестороннее развитие личности ребенка.
К записи "Нарушения мышления и речи у детей: основные проявления и меры профилактики" оставлено 0 коммент.