Главная » Школа » Нарушения мышления и речи у детей: как понять таких воспитанников?
05
Aug

Нарушения мышления и речи у детей: как понять таких воспитанников?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

На сегодняшний день нарушения мышления и речи встречаются гораздо чаще, чем еще буквально пару десятков лет назад. Причин и факторов, которые могут оказывать воздействие на это явление очень много.

Именно это и служит основной проблемой, так как не всегда представляется возможность выявить характер и причину возникновения нарушений и задержек речевого и умственного развития. А, как известно, своевременное определение проблемы и источника ее возникновения часто является залогом для успешного результата и благоприятного исхода.

Также необходимо различать и адекватно анализировать существует ли проблема действительно или частично или полностью является надуманной. Ведь нередки случаи, когда ребенок лет в пять плохо выговаривает слова или некоторые звуки, а родители в истерике «волокут» свое чадо по всевозможным врачам или даже обращаются к нетрадиционной медицине, вторгаясь тем самым в хрупкую ауру ребенка. Или, вот еще распространенная ситуация, когда малыш очень сильно балуется, лезет чрез меры куда его не просят, не хочет укладываться спать. Родители вместо того, чтобы каким-либо хитрым способом решить эту ситуацию или полностью изменить свой подход к воспитанию, обращаются к невропатологу, который в свою очередь потирая руки, ставит диагноз «гиперактивность», назначая кучу тормозящих препаратов типа глицин, магния и пр. Это вовсе не означает, что все врачи плохие и неквалифицированные, просто перед тем, как вести свое чадо в подобное заведение, необходимо проконсультироваться с действительно хорошими специалистами, о которых родители знают не по наслышке. Именно адекватная оценка специалиста поможет верно оценить серьезность или, напротив, несерьезность ситуации и, если что-то не так, назначить необходимые анализы и уж только после этого поставить диагноз и прописать соответствующие ему препараты.

Стоит раз и навсегда запомнить, что развитие (особенно речевое) у всех детей происходит по-разному, безусловно, есть какие-то нормативы, приведенные в диссертациях и научных работах ученых, но не всегда все определенные этапы развития приходятся именно на указанный кем-то период, ведь в этой тонкой материи все очень и очень индивидуально. Бывают такие случаи, когда ребенок молчит до 4-5 лет, а потом резко происходит прорыв и в последствии, уже будучи взрослым, он заканчивает институт иностранных языков с красным дипломом. А бывает и вовсе наоборот — малыш уже в год начинает тарахтеть без умолку, повторяя все что нужно и не нужно. Радостные родители «подкидывают» ему все больше и больше информации — бесконечные стихотворения, песни, пластинки, считалки и, бац! Происходит какой-то щелчок — ребенок замыкается внутри, становится раздражительным, плаксивым, а иногда и вовсе — начинает заикаться.

Поэтому тревожиться нужно, если ребенок после трех лет вообще молчит или только лепечет на своем «инопланетном» языке или после пяти лет так и не может построить простое предложение (не путать со сложноподчиненными) . Многие родители бьются в панике, если малыш не выговаривает буквы (так называемая дислалия) , однако это далеко не худший вариант, который, как правило, всегда успешно корректируется специалистами после пяти пяти с половиной лет. Иногда и сами родители могут самостоятельно заниматься дома с детьми в простых и доступных техниках, которые есть в свободном доступе в интернете (описания и даже подробные видео-уроки) . Гораздо опаснее дизартрия, когда ребенок говорит с огромным трудом, при этом у него может наблюдаться повышенное слюноотделение и своеобразные гримасы. Бороться с данным заболеванием сложно, но возможно, не только с помощью медикаментов, но и ежедневным комплексным массажем. Точечное воздействие при этом должно быть оказано не только на челюстно-лицевую часть и язык, но и на голову, шею, кисти и колени. Подробную инструкцию-массаж при дизартрии можно без проблем найти в интернете и заниматься дома самостоятельно. Данное воздействие ускоряет кровообращение в сосудах и содействует речевому прорыву. При полной алалии (когда ребеночек не разговаривает вообще) подобный точечный массаж осуществляется путем воздействия на необходимые зоны и участки с помощью тока, через пульсирующие передатчики малого напряжения. Эта мера обычно очень эффективна, но к сожалению далеко не везде доступна.

Задержка речевого развития, вопреки распространенному ошибочному мнению, вовсе не обязательно предполагает задержку умственную. Дело в том, что речь отвечает за эмоциональный фон и часто не связана со способностью здраво мыслить. Особенно это актуально для тех случаев, когда ребенок плохо говорит или вообще не разговаривает, но при этом отлично все понимает, выполняет все просьбы, адекватно все принимает и оценивает. Очень важно отследить за тем, смотрит ли малыш в глаза не только своим родителям, но и другим людям в то время, когда он к нему обращаются. Еще одним не менее существенным моментом является то, как ребенок относится ко всему новому. Это может быть и изменение маршрута похода в детский сад, и какие-либо неизведанные ощущения от путешествия или другого контакта или вовсе — банальная смена кружки, из которой он привык пить молоко. Хорошо, если ребенок не придает этому значения и не видит какой-либо опасности в переменах, плохо, если он наоборот впадает в ступор, панику или истерику. Если реакция негативная, при этом малыш не смотрит в глаза, не разговаривает, не идет на контакт с другими людьми или детьми, то есть повод проконсультироваться с врачом по поводу диагностирования аутизма. Данное заболевание не слишком распространено, но очень тяжело поддается лечению. Ребенок-аутист «закрыт» для других людей и внешнего мира внутри себя и чаще всего это до конца. Однако не стоит отчаиваться — бороться с этим можно и нужно. Помимо прочего есть различные формы данного заболевания, некоторые облегченные из них позволяют человеку социально адаптироваться в будущем и даже даже дают возможность зарабатывать немалые деньги (многие аутисты обладают редкими талантами, чаще всего связанными с цифрами) .

При этом заболевании и многих других нарушениях речи и мышления, ребенка обязательно нужно попытаться «выманить» из этого мира. На сегодняшний день одной из самых эффективных мер борьбы считается дельфинотерапия. Уже за один сеанс плавания с этими дивными созданиями появляются первые позитивные звоночки в поведении малыша, а уж о прохождении полного курса и говорить не стоит. Также при многих заболеваниях подобного характера и различных задержках умственного и речевого развития вне зависимости от их характера крайне эффективна АВА терапия. Речь идет о прививании конкретной модели поведения в соответствующих им жизненных и бытовых ситуациях, социальной адаптации, всестороннего развития с помощью ярких красочных картинок, а также «проигрывания» элементарных вещей в игровой форме. Самым важным при этом моментом всегда считалось и продолжает оставаться и по сей день терпение, ласка, любовь и доброта. Криком и наказаниями таких деток вряд ли возможно добиться эффективного результата. Помимо прочего возникает реальная угроза усугубить и без того тяжелую ситуацию и текущее положение вещей. Известны случаи, когда длительная комплексная терапия позволяла значительно улучшить состояние деток больных не только аутизмом, но и рядом других заболеваний.

Причинами, по которым может возникнуть задержка речевого и умственного развития могут вести свои истоки еще со времен беременности и родов. Это может быть болезнь и вынужденный прием антибиотиков на поздних сроках беременности, гипоксия плода, родовая травма. Поэтому, если позже проявятся перечисленные выше не очень хорошие признаки в сумме с неблагоприятными факторами, сопровождающими беременность и роды — нужно быть вдвойне внимательным и не медлить с обращением к специалисту. При этом обязательно нужно сделать томограмму головы, которая может быстро установить характер проблемы и причину ее возникновения.

В жизни очень мало безвыходных ситуаций. Поэтому за своего ребеночка обязательно можно и нужно бороться. Главное при этом не паниковать, старательно изучать информацию и тщательно исполнять соответствующие рекомендации.

Автор:    

К записи "Нарушения мышления и речи у детей: как понять таких воспитанников?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)