Главная » Школа » Мотивация к учебе: почему ребенок не хочет учиться?
21
Oct

Мотивация к учебе: почему ребенок не хочет учиться?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Главная задача родителей — вырастить счастливого и умного ребёнка, но что делать если ребёнок отказывается учится, какая должна быть мотивация к учёбе? Вопрос скорее к психологу, но можно попытаться разобраться самостоятельно.

В одно прекрасное утро ребёнок просится не идти в школу, родители с улыбкой говорят, что это необходимо и отправляют ребёнка на занятия. Ситуация повторяется каждое утро, да ещё и вечерами ребёнок всячески уклоняется от выполнения домашнего задания.

Когда закрывать глаза на это уже невозможно, родители в панике начинают искать причину, часто забывая, что она очевидна и лежит на поверхности, ко всему же она совсем не в ребёнке, а в воспитании. Сейчас психологи выделяют три основных причины отказа от обучения, и все они сводятся к поведению родителей, к их ошибочному поведению с собственным ребёнком.

Первая причина, чрезмерная настойчивость родителей. Многие родители строят прямую зависимость успеваемости в школе и дальнейшей успешности жизни ребёнка. Из-за чего, они постоянно контролируют ребёнка, требуют неуклонного выполнения всех заданий. Конечно, зависимость между учёбой и жизнью прослеживается, но важно не то как ребёнок выполняет домашние задания, а то как он воспринимает информацию; настойчивость родителей, в этом случае, только усугубляет ситуацию.

Вторая причина, неправильная мотивация ребёнка к учёбе. Попытки родителей внушить ребёнку уверенность в пользе учёбы доказывая её плоды в необозримом будущем, как правило, не приносят результата. В школьном возрасте, особенно в раннем, ребёнок смутно представляет взрослую жизнь, их фантазии мало связаны с реалиями жизни.

Третья причина, недооценка ребёнка. Зачастую навязчивые попытки помочь отрицательно влияют на становление личности ребёнка, у него возникает чувство: «он такой слабенький, невнимательный, постоянно нуждается в помощи». Именно постоянные уговоры и навязчивая помощь является самой распространённой причиной не только ненависти к учёбе, но и конфликтов в семье.

Все эти причины в той или иной мере влияют на отношение ребёнка к учёбе, цель всех родителей — избежать конфликтных ситуаций. Для того чтобы правильно настаивать на необходимости учится и выполнять домашнее задание важно вспомнить своё детство. Ведь не многие приходили и с большим удовольствием садились за уроки, не многим нравилось постоянное давление родителей.

Опираясь на собственный опыт, важно объяснить ребёнку, что домашнее задание он сможет делать тогда, когда ему удобно, что он может вначале немного погулять, отвлечься. При этом, нужно правильно объяснить, что учится нужно, что домашнее задание важно выполнить перед сном, но при выполнении домашней работы, детьми не должен руководить страх, вот здесь важен правильный стимул.

Основная задача родителей привить любовь к знаниям, любовь к школе задача учителей. К сожалению, в настоящее время, школьная программа очень далека от реальной жизни, что ещё сильнее усложняет создание правильной мотивации. Родители вместе с учителями должны связать для ребёнка учебные задания и жизнь в одно целое, именно тогда появится интерес, желание учится, причём важно продемонстрировать связь с нынешней жизнью, а не рассказывать о будущих перспективах.

Не менее важно хвалить ребёнка, помощь ребёнку нужна, но преподносить её нужно, как попытку учится вместе с ребёнком, ни в коем случае нельзя делать акцент на невнимательность своего чада, тем более указывать на его слабые способности.

Лучшей мотивацией к учёбе является рассказать ребёнку как применять его знания. Школа давно не является источником знаний для современных детей. Благодаря интернету, друзьям и родителям, во многих вопросах дети умнее своих преподавателей.

Задача родителей научить правильно воспринимать информацию и применять её в жизни, задача хорошего учителя — привить интерес к новым знаниям, получать удовольствие от этого. Для этого учебный процесс не должен быть скучным, а вовремя и качественно подготовленное домашнее задание должно становится основой для хорошего и весёлого дня.

Если родители замечают проблемы с учёбой, а это не обязательно плохие оценки, а и угасание желания учёбы, они должны попытаться решить этот вопрос сначала с ребёнком, а затем с преподавателем. Важно понимать, что ребёнок, ввиду боязни расстроить близких, не скажет всей правды, будет пытаться убедить, что всё хорошо. Педагог скажет больше, он сможет объяснить причины проблемы, зная тонкости отношений в классе, подскажет пути к решению проблемы.

При возникновении проблем с учёбой ребёнка, в первую очередь не должны паниковать сами родители. Они должны хладнокровно искать причину, понимая, что отчасти причина и в них самих, вина ребёнка минимальна. Ни в коем случае нельзя кричать на ребёнка, так он окончательно потеряет интерес к учёбе, нельзя постоянно давить на него.

Достаточно представить ситуацию, приходя с работы, жена начинает заставлять писать квартальный отчёт, на уговоры посмотреть телевизор и отдохнуть она отвечает: «никто за тебя отчёт не напишет», добавляя выражения о глупости и невнимательности. В такой ситуации, появится желание на зло всем не писать отчёт, да ещё и закрадётся ненависть к близкому человеку. Так и у ребёнка, в душе проявятся бунтарские качества, что вызовет негативную реакцию.

Попытки стимулировать желание ребёнка учится, с помощью материальных благ, приносят свои плоды. Но говорить об их высокой эффективности и пользе — нельзя. Конечно, разово может сработать уловка о покупке компьютера или плей стэйшен за хорошее окончание учебного года. В таком случае важно помнить, что ребёнок не получает знания с целью их применения в жизни, он просто идёт к материальной цели.

Важно понимать, что материальная заинтересованность подходит на ранней стадии обучения, или при первых признаках потери интереса к учёбе. При этом этот способ служит толчком к вызову реального интереса, например, пообещать ребёнку игровую приставку и на фоне возникшего интереса к игровой приставке, привить любовь к знаниям.

Только так, в следующем году, после достижения цели, ребёнок продолжит учиться с интересом, если же прийдётся снова прибегать к материальной заинтересованности верный признак ошибок применённой мотивации.

Как повысить мотивацию к учёбе, когда родители перепробовали все способы и зашли в тупик? Не стоит стесняться обращения к психологу, для начала сами родители должны проконсультироваться у специалиста, понять свои ошибки, возможно, применить новые способы. Когда личные способы, способы педагога и психолога не помогли — следует отвести ребёнка к психологу.

При этом, важно преподнести визит к психологу в правильном свете. Ребёнок не должен чувствовать себя «не таким», он не должен замкнуться в себе, наоборот, важно, чтобы он смог открыться не только психологу, но и собственным родителям.

Развитие доверительных отношений между детьми и родителями — сложный, кропотливый, но важный процесс, который начинается с момента рождения ребёнка и проходит через всю жизнь. Когда есть взаимопонимание и уважение все трудные и конфликтные ситуации легко улаживаются. Конечно, нежелание учится и посещать школу, возникает у всех детей, в разных семьях, но в семьях где родители и дети «вместе» эта проблема решается без конфликтов.

Грамотные и любящие родители понимают, не от оценок и успеваемости зависит будущее их ребёнка, они признают желание ребёнка отвлечься и отдохнуть, могут закрыть глаза на мелкие шалости и невнимательность детей. В ответ, дети всегда будут стараться не разочаровать родителей, демонстрируя свободу и собственное мнение, они будут проявлять желание учиться, стремясь самостоятельно строить собственную жизнь.

Стараясь соблюдать все вышеперечисленные условия, не проявляя излишнего фанатизма, адекватно реагируя на события в семье, родители никогда не столкнутся с проблемой обучения ребёнка. А ребёнок в такой семье всегда будет стремиться к знаниям, вырастит образованным, самостоятельным и общительным, он сохранит благодарность своим родителям на всю жизнь.

Взаимопонимание в семье, доверительные отношение между детьми и родителями — лучшая мотивация для любых действий. Не нужно переоценивать значение учёбы, важно правильно научить ребёнка воспринимать мир.

Автор:    

К записи "Мотивация к учебе: почему ребенок не хочет учиться?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)