Ни для кого не секрет, что основоположником научной педагогики в России был никто иной, как Ушинский Константин Дмитриевич. Сложно поверить, но именно этого деятеля почитала вся необразованная Россия.
Сам Ушинский родом из Тулы, а рожден был еще в 1824 году. Большую часть своей жизни он посвятил образованию и детям, а педагогика стала смыслом его бытия. Его уважали, почитали, слушали и восторгались, а своей славы и пика популярности Константин Дмитриевич достиг еще при жизни.
Он рано потерял мать, а по настоянию отца все свое детство провел за книжками. Позднее поступил на юридический факультет известного уже тогда Московского университета, где и увлекся всерьез педагогикой. Его наставниками и идейными вдохновителями были такие легендарные личности, как Грановский и Редкин. Однако студент с несвойственным для его специальности рвением всерьез заинтересовался театром, живописью, литературой и даже архитектурой. Так что и творчество было не чуждо прагматичному и подающему надежды юристу.
В 1848 году Ушинский был редактором местной газеты «Ярославские губернские ведомости», лишний раз доказывая себе и всем окружающим многогранную натуру и неисчерпаемое стремление к новым познаниям. При этом он длительное время трудился мелким чиновником в Санкт-Петербурге, но где-то глубоко внутри себя отчетливо понимал, что его ожидает совершенно иное призвание.
Константин Дмитриевич раскрыл в себе педагогический талант, когда по просьбе и протежированию одного из своих коллег был трудоустроен в Гатчинский Сиротский институт преподавателем русской словесности. Это было одно из самых строгих учебных заведений, которое находилось под строгим контролем императрицы. Государство в стенах института взращивала людей, не только грамотных и образованных, но и искренне верных своему отечеству, престолу. Вот здесь Ушинскому и довелось проработать долгих пять лет, при этом в корне изменив существующий порядок и устои.
Как ни странно, но именно он полностью искоренил воровство и доносы среди учеников, а на первое место были выставлены такие гуманные понятия, как слово чести, товарищество и открытость. Благодаря своим достижениям, вскоре Константин Дмитриевич был повышен по должности и назначен уже инспектором всех классов. Это позволило ему расширить масштабы своего учения и педагогического подхода, а значит — проблемы с учебой и поведением были резко сокращены.
Будучи при новой должности, Ушинскому удалось практически невозможное: стереть условную границу между «угодными» и «неугодными» учениками, построить учебный и воспитательный процесс на основных принципах демократии, раскрыть глаза на бюрократию и редактировать местный журнал. Однако конфликт с начальницей института был неизбежен, а та открыто обвинила его в вольнодумстве.
Ушинского под предлогом лечения и повышения квалификации временно отстраняют от педагогической практики. Для него это было неприятное событие, однако с другой стороны появился уникальный шанс побывать за границей. Он увидел Бельгию, Францию, Италия и Германию, постиг новые знания и лишний раз убедился, что его педагогическая методика достаточно востребованная и действенная. Позднее этот этап своей жизни он объединил в одной из своих книг, которую и назвал соответствующе «Педагогическая поездка по Швейцарии». За границей появилась книга под его авторством «Родное слово», которая, по сути, и стала первым учебником того времени.
Константин Дмитриевич всегда уделял особое внимание образованию, и все его издания — явное тому подтверждение. Он сформировал отдельную педагогическую методику, которая действительно работала и соответствовала жизненным принципам.
Во-первых, никакого вранья и доносов, которые бы возвышали ребенка и делали его любимчиком преподавателя. В глазах педагога все должны быть равны, иначе такое условное деление может заведомо отбить желание к прилежной учебе.
Во-вторых, в учебе, как и в обществе должны всегда присутствовать принципы демократии, предоставляющие право выбора, , свободу слова и гласность на уровне учебы. То есть каждый учащийся может высказать свое мнение и не опасаться последствий, однако оно в любом случае должно быть аргументированным и обоснованным.
В-третьих, помимо основных дисциплин должны быть дополнительные уроки, призванные заметно расширять кругозор ребенка и смотреть на мир не узко, а широко открытыми глазами. Это позволит правильно определиться с будущей профессией и выбрать ту сферу жизни, которая ближе всего по духу и стремлениям.
По приезду из заграницы Ушинский какое-то время пробыл в Крыму, где постоянно проводил лекции, семинары и консультации, раскрывая глаза на несовершенство преобладающей системы образования. Его слушались, им восторгались, а для многих Константин Дмитриевич успел стать тем великим наставником и идеальным примером для подражания, как правильно составить свой жизненный план, верно расставить приоритеты и постоянно добиваться поставленных целей.
В целом, его взгляды на образование и науку актуальны и сегодня, а многие современные педагоги взяли за основу его уникальное учение и заметно усовершенствовали свою практику.
К записи "Мнение Ушинского Константина Дмитриевича о педагогике и образовании" оставлено 0 коммент.