Главная » Школа » Методы оценки критического мышления ребенка. Как развить у учеников критическое мышление?
23
Nov

Методы оценки критического мышления ребенка. Как развить у учеников критическое мышление?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Современная школа все чаще уходит от стандартов образования минувшего века, которые предполагали исключительно запоминание того материала, который преподносит учитель, с таким набором навыков и практически полным отсутствием умения мыслить самостоятельно современный ритм жизни может оказаться слишком сложным для выпускников.

Термин критическое мышление используется в образовании и науке длительное время, но только недавно это понятие стало вводиться и для приемов обучения в средней школе, ведь раньше это был удел высших учебных заведений, аспирантур и институтов последипломного образования. Над вопросом как развить критическое мышление ранее размышляли только преподаватели вузов, да и то далеко не всех специальностей, но реалии современной жизни таковы, что умение получать и использовать знания нестандартным путем, стало едва ли не приоритетным. Вызвана такая потребность тем, что объем информации, которым располагает человечество в настоящее время – очень большой, более того, он увеличивается в геометрической прогрессии каждую секунду. Средства коммуникации, дающие практический мгновенный доступ к большому количеству новых знаний, иногда выдают и непоследовательные и противоречивые результаты.

В этом информационном хаосе человеку крайне необходим навык сортировки знаний и умение пользоваться ими в подходящей ситуации, а также возможность не принимать во внимание заведомо ложные результаты поиска. Для среднего и старшего школьного образования эта проблема стала насущной в тот момент, когда стали меняется программы, их объем и соотношение с предыдущими требованиями и знаниями. Все дело в том, что до недавнего времени учащимся нужно было знать только то, что написано  в учебнике, любая самодеятельность ограничивалась написанием рефератов из Большой Советской Энциклопедии в читальном зале библиотеки. Сейчас такая система обучения не практикуется, многие родители, взявшие в первый раз в руки учебник своего ребенка, пребывают в состоянии глубокого шока и паники – там практически нет информации, все необходимо изучать самому. Такое несоответствие с привычным ходом образовательного процесса приводит взрослых, получивших аттестат о полном среднем образовании 10-15 лет назад, в ужас, а вдруг их дети найдут «неправильную» информацию.

Современное образовательное пространство не склонно делить знания учеников на «правильные» и «неправильные», все, что хочет презентовать школьник имеет место на существование, однако если информация является ложной, роль учителя – преподнести это так, чтобы дети сами поняли свои ошибки. Кстати, умение адекватно воспринимать собственные и чужие ошибки, а также возможность работать с ними – одно из приоритетных направлений развития критического мышления. Его реализация проводится путем обсуждения фактов, изложения собственных мыслей, поиском альтернативных путей решения мыслительных задач. Это нелегко дается детям, родители которых привыкли жить стереотипами и навязывают их детям с самого рождения, но даже самый маленький несмелый шаг в отстаивании собственной точки зрения – это большая победа не только ребенка, но и его наставника.

Вводить элементы критического мышления предпочтительно на средней ступени образовательной лестницы, первые пару лет дети, все же, должны получать твердые знания, которые не могут подвергаться критике, это относится к основам чтения и несложных математических операций. Да и сами ученики младшего школьного возраста
нуждаются в таком учителе, которому бы они могли безоговорочно верить, всяческие дискуссии и споры не только вредят процессу получения знаний, но и становятся причинами конфликтов с одноклассниками. Процесс перехода от простого запоминания информации до умения ставить её под сомнение нередко бывает трудным для детей, но квалифицированная работа педагога может без проблем устранить сложные моменты.

Свою работу учитель может начать с простых бесед, несложных упражнений на развитие критического мышления и обсуждения тех проблем, которые могут возникнуть при проведении более сложных форм работы в дальнейшем.

Каждый новый элемент критического мышления, который предлагает учитель, должен вводится только тогда, когда предыдущий уже знаком школьникам, они легко узнают этот вид работы и с удовольствием используют его в образовательной деятельности.
Помимо этого, стоит помнить, что, какая бы форма работы не использовалась, она должна отвечать основным стадиям формирования критического мышления, а именно побуждения интереса, реализации замысла и рефлексии, то есть анализа проделанной работы. Каждая из стадий обязана отвечать поставленным задачам, так, первый этап работы над развитием любых форм критического мышления предполагает решение таких задач, как актуализация уже имеющихся знаний, помощь в определении изучаемой темы и пробуждение заинтересованности. На второй стадии реализуются такие первостепенные задачи, как помощь в активном восприятии материала и соотношении новых знаний с уже имеющимися. Заключительный этап должен способствовать обобщению полученного материала, определению дальнейших путей изучения полученных данных и практических путей их применения в жизни.

Начинать работы по развитию критического мышления можно на каждом из предметов среднеобразовательного цикла, ведь основная задача такого вида деятельности – умение самостоятельно получать знания и применять их в различных жизненных ситуациях.

Такой способ развития критического мышления, как составление интеллект-карт, можно использовать даже на самых первых уроках каждого из изучаемых предметов. Интеллект карта или же mindmap используется не только на уроках в средней школе, этот вид  развития критического мышления пришел в образование из бизнеса, где широко применяется для разработки новых концептов и идей. Основой каждой интеллект карты становится выбранная заранее учителем идея, это может быть основная тема урока или же вопрос в рамках изучаемого, который спонтанно поднимается учащимися. Это – центр интеллект карты, дальше во все стороны расходятся лучи, оканчивающиеся ассоциациям учащихся (словами, выражениями, рисунками и даже поделками). Каждая ассоциация может становится подтемой карты и от неё также могут расходится объединенные единым понятием слова, и так до бесконечности.

Менее информативной, но столь же эффективной для систематизации полученных знаний и развития критического мышления, является ассоциограмма. Она, как и интеллект карта, предполагает наличие ответвлений, но в отличии от неё, никаких дальнейших ассоциация нет, называется такая ассоциограмма круговой. Ещё один вид ассоциограмм – буквенный, при использовании такого вида упорядочения информации, раскрываются причинно-следственные связи, форма презентации – свободная, но чаще всего её изображают в виде змейки из логически связанных слов. Самая сложная ассоциограмма – цитатная, она предполагает значительный багаж знаний и умение находить связи даже там, где на первый взгляд кажется, что их нет.

Среди исключительно устных успешных форм развития критического мышления, можно выделить групповую дискуссию, которая пользуется не слишком большой популярностью у учителей. Вероятно, такую нелюбовь педагогов эта форма работы заслужила из-за постоянного наличия шума в классе, который столь не любят все классные руководители и учителя-предметники. Но стоит различать допустимый рабочий шум, дающий понять, что учащиеся активно взаимодействуют между собой или учителем и отвлеченность школьников, обусловленную потерей интереса к изучаемой теме. Первый вид показывает, что ученики настроены на активную работу, заинтересованы и хорошо мотивированы педагогом, второй свидетельствует о неподходящем моменте для внедрения групповой дискуссии или недостаточной подготовке учителя.

Бытует мнение, что проведение занятости, связанной с развитием критического мышления учащихся, не требует никаких усилий и дополнительной подготовки со стороны учителя, ведь в большинстве случаев в таком виде работы активно принимают участие исключительно ученики. Это не совсем так, даже когда школьники высказывают свои идеи при создании ассоциограмм или интеллект карт, берут участие в дебатах и дискуссиях, учитель должен незаметно координировать работу своих подопечных и направлять её в нужное русло. Помимо этого, даже выбор способа развития критического мышления, требует точности и аккуратности со стороны педагога, а ещё важно предусмотреть типичную реакцию учащихся на новые знания и найти способы эффективного настроя на мыслительную работу, ведь работа ведется в коллективе, где каждый – индивидуальность.

Методы развития критического мышления можно условно разделить на индивидуальные и групповые, последние – более эффективны в силу наличия различных точек зрения и мировоззрения, однако они могут вызвать споры и противоречия, выходящие за рамки учебного предмета в ещё не установившемся коллективе. Одним из широко применяемых способов коллективного развития критического мышления является учебный мозговой штурм, его универсальность состоит в том, что эффективность не зависит от таких конкретных обстоятельств, как предмет, возраст учащихся и степень их подготовки. Этот вид работы одинаково успешен как на уроках родной речи, так и при изучении английского, второго иностранного языка, химии, математики, природоведения, географии, истории и права. Ещё одно его преимущество – развитие умений учащихся работать в команде, прислушиваться к мнению других, но отстаивать собственную правоту, поиск оригинальных способов решения проблемных ситуаций, уважительное отношение к товарищам. Однако такой вид работы требует предварительной подготовки не только раздаточных материалов, но и способов эффективного устранения конфликтов, которые неизбежно возникнут в работе.

Ещё одно умение, которое развивается параллельно с критическим мышлением учащихся – способность к адекватной оценке собственных действий и поступков, которая неразрывно связана с принятием обоснованной критики от посторонних, устранением проблем в общении с одноклассниками. Как правило, результаты работы на уроках, где использовались элементы развития критического мышления, записываются самими учащимися и обсуждаются ими же. Это дает возможность учителю наблюдать за уровнем справедливости, дружбы и взаимовыручки в классе, делать незначительную коррекцию поведения школьников и планировать выбор последующего элемента развития мыслительной деятельности.

Не смотря на широкую пропаганду применения методов развития критического мышления в современной школе, некоторые учителя путают понятия мыслительного процесса и критического мышления, выдавая результаты умственной работы за креативность. Важно помнить, что критическое мышление не поможет развить заучивание материала, особенно бездумное, осознание принципа работы головного мозга и даже развитие творческой деятельности.

Что касается последнего, то неординарность мышления хоть и является приоритетом для развития навыков критично оценивать ситуацию и находить оригинальные пути решения, но все же не может помочь мыслить критически. Иными словами, художник или спортсмен, хоть и творят необычные с общепринятой точки зрения вещи или поступки, но все же не задумываются над тем, как происходит рождение нового рекорда или шедевра искусства.

Критическое мышление — один из эффективных способов активизации знаний и умений учащихся, который способен значительно расширить рамки изучаемого предмета, ведь учитель действует исключительно в соответствии с программой, развить взаимовыручку и помощь в коллективе, устранить недопонимания между отдельными его членами.

 

Автор:    

К записи "Методы оценки критического мышления ребенка. Как развить у учеников критическое мышление?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)