Методики диагностики зрительного восприятия у младших школьников позволяют выявлять и прогнозировать трудности в обучении. Благодаря этому можно во время осуществлять корректировку функционального развития ребенка.
Успешность освоения школьных предметов, в том числе чтения и письма, в большой степени определяется одним из самых главных показателей функционального развития — зрительным восприятием. Отечественные и мировые специалисты по психофизиологии используют различные методики на восприятие для школьников, позволяющие оценивать развитость данного параметра. Для оценки уровня зрительного восприятия, в развитых страна наиболее широко применяется методика M. Frostig.
Известно, что дети, испытывающие проблемы в обучении, часто имеют проблемы, как со зрительным, так и со слуховым восприятием, тестовые задания выполняются ими со значительным количеством ошибок. Бывает, что данные трудности не поддаются коррекции и исправлению в связи с мозговыми дисфункциями и повреждениями, бывает, что они являются следствием функциональной незрелости ребенка. Однако чаще всего их можно скорректировать, внеся соответствующие изменения в программу обучения. При этом одной из первостепенных задач является выявление причин трудностей зрительного восприятия.
Методика M. Frostig служит для анализа следующих базовых параметров развития:
— степень готовности к обучению;
— прогнозирование трудностей в процессе обучения;
-определение индивидуальных мер для коррекции развития;
— диагностика причин трудностей в школе;
Данная методика является комплексной системой, позволяющую оценить максимальное количество функций зрительного восприятия, таких как постоянство очертаний, зрительно-моторная координация, пространственные отношения, фигурно-фоновое различие, положение в пространстве.
Пред проведением тестирования на каждого ребенка заполняется карточку, куда вносятся личные данные, а также индивидуальные особенности, которые могут помочь получить наиболее полное представление об испытуемом. Для проведения исследования M. Frostig применяется тестовый материал, состоящий из демонстрационных карточек и задания для каждой из сторон зрительного восприятия.
Для получения достоверных результатов тестирования важную роль играет окружающая ребенка обстановка. Необходимо, чтобы в помещении отсутствовали отвлекающие факторы, был максимальный уровень шумоизоляции, а освещение и качество вентиляции были на высоком уровне. Стол, на котором ребенок будет проходить тест, должен быть подходящей высоты, на нем не должно быть неровностей, которые могут повлиять на ровность линий, наносимых ребенком на задание. При проведении группового тестирования будет необходима школьная доска, с помощью которой можно будет демонстрировать задание.
Квалификация исследователя является главным фактором, влияющим на правильную интерпретацию обработанных результатов. Методика M. Frostig требует богатого опыта в проведении подобных исследований. В особенности это утверждение касается групповых тестирований. Важно, чтобы исследователь тщательно подбирал слова для каждого задания. Перед тем как разрешить ребенку выполнять задание, необходимо убедиться в том, что он правильно понял все инструкции.
Важным моментом является то, что результат исследования во многом зависит от наличия интереса к заданиям со стороны ребенка. Поэтому, если он устал, необходимо дать ему отдохнуть, сделать перерыв на 5-10 минут в середине исследования.
Методика M. Frostig состоит из 6 субтестовых заданий, в каждом из которых дается несколько заданий. В некоторых из них ребенку предлагается провести непрерывную линию в определенном направлении, нарисовать геометрическую фигуру, не отрывая карандаш от бумаги, найти спрятанную фигуру. Перед выполнением каждого из них, следует повторять инструкцию, чтобы избежать ошибок.
В материале исследования M. Frostig приводится целый раздел критериев оценок субтестов. В нем приводится множество примеров неправильного выполнения заданий. Благодаря этому можно максимально точно оценивать результаты и практически исключить любую ошибку. Однако в этой связи на исследователя возлагается дополнительная ответственность за полное изучение критериев оценок.
Обработка субтестов проводится с помощью ключей. За выполнение каждого задания начисляется определенное количество баллов. Лучше всего чтобы обработку тестовых заданий проводил один и тот же квалифицированный специалист, однако возможно участие и целого коллектива исследователей. Для обработки каждого субтеста необходимо от 10 до 15 минут. Результаты тестирования заносятся в специальную таблицу, где набранные баллы суммируются и подводится итог. Пожалуй, это один из важнейших моментов проведения исследования, ведь неверная интерпретация результата может стать причиной неправильных выводов.
Таким образом, зная результаты тестирования можно по специальной таблице оценить, соответствует ли уровень той или иной функции зрительного восприятия возрасту испытуемого. Также эти значения можно перевести в проценты, т. е. понять, в какой степени развито восприятие, относительно нормы. Все эти возможности позволяют делать максимально точные выводы.
Как видно, существующие методики диагностики восприятия младших школьников позволяют отчетливо увидеть возможные трудности в развитии и проблемы в обучении. Они являются великолепным подспорьем в воспитательном процессе.
К записи "Методики на восприятие для школьников: развитие и его диагностика" оставлено 0 коммент.