Обучение чтению младших школьников необходимо для того, чтобы ребёнок воспринимал знания из книг и других источников. Чтение не менее важно, чем письмо или счёт. Эти навыки считаются фундаментом, на котором базируется образование.
В первую очередь чтение книг – это инструмент познания, с помощью которого человек получает знания и умения. Те ученики, которые имеют низкий навык или же низкое качество чтения, получают знания и умения гораздо медленнее, а трудности при этом возникают значительно чаще по причине того, что ребёнок не может полностью усвоить информацию, заложенную в тексте.
Практические трудности представляет и самостоятельное обучение, на которое, в основном, ориентирован процесс преподавания. Освоения знаний при работе с книгами, учебниками или другими материалами осложняется тем, что навык не позволяет извлекать и усваивать данные из текста. Невозможность уяснить суть прочитанного приводит не только к проблемам с учёбой, но и сохраняется в будущем, поскольку редко кто задаётся вопросом о переучивании ребёнка чтению.
Методика обучения младших школьников технике чтения является определяющей, поскольку в зависимости от её эффективности и действенности навык либо формируется на достаточном уровне в плане качества и усвоения материала, либо остаётся недостаточно развитым.
Для того чтобы научить первоклассников читать, необходимо исходить из особенностей психологии и восприятия мира детьми этого возраста. Психологи утверждают, что существует множество отличий между взрослым человеком и ребёнком не только в плане физиологии и зрелости мышления, но и касательно понимания всех процессов и явлений, проходящих на глазах детей. Даже процесс чтения имеет коренные отличия. Итак, маленький читатель имеет достаточно узкое поле чтения, его размер всего лишь одна буква. Для того чтобы процесс её опознавания прошёл успешно, ребёнок сразу же начинает сравнивать букву со стоящими рядом. К тому же, прочтение символа стимулирует малыша воспроизвести и звук так же. Но задача учителя состоит в том, чтобы ребёнок произносил слова по слогам, а не по звукам. Для этого первокласснику нужно прочитать ещё один символ и не забыть значение и звучание предыдущего; таким образом, отдельные буквы сливаются в группы по несколько звуков. Большинство проблем как раз и возникает при подобном процессе.
Следующей сложностью при обучении детей чтению является то, что отсутствие навыка мешает параллельному движению глаз по строчкам. В результате ребёнок очень часто теряется в тексте, даже если его объём очень невелик и состоит всего из нескольких строк. Для того чтобы вернуться к искомой строке, дети обычно прочитывают все предыдущие символы, слоги и слова.
Кроме того, дети очень часто сперва не улавливают смысла текста. Так как сам юный читатель и его учитель основное внимание уделяют именно освоению техники чтения и каждой его составляющей, то ребёнок очень часто не понимает слово, потому что не может выполнять несколько действий единовременно. Таким образом, несмотря на то, что ученик определеннее слово не только прочитал, но и произнёс вслух, сам ребёнок не осознаёт его сути. Первоклассник, в основном, узнаёт слово лишь через некоторое время после того, как оно было прочитано.
Очень часто дети также начинают угадывать слова, а не читать их. При этом исходным пунктом для догадок могут выступать как картинка, так предшествующий слог или же контекст предложения. Но это является и положительным признаком, поскольку считается прямым свидетельством того, что ребёнок начинает читать осмысленно и сознательно.
Определённые трудности для младших школьников представляет именно слияния звуков. Обычно это выглядит следующим образом – ребёнок может произнести только отдельный звук, но не может получить из него слог.
Итого, обучение первоклассников чтению — довольно непростой процесс, который дополнительно осложняется индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Учитель не всегда имеет время и возможность отыскать подход к каждому юному читателю и сделать процесс чтения понятным именно для него, но именно для этого и существуют различные методики. С помощью выбора метода обучения можно устранить сложности восприятия текста для ребёнка, и сделать его процесс познания более эффективным. В зависимости от принципа действия методики позволяют подходить к чтению с различных сторон, но любой метод требует волевой концентрации и усидчивости и от самого ребёнка.
Родителям не стоит забывать и о том, что основой для школьного обучения, как письму, так чтению и счёту, является уровень владения ребёнка речью на момент зачисления в первый класс. Соответственно, если уровень низкий, то учителю будет довольно сложно обучить такого ребёнка, особенно, если речевой навык других детей значительно выше. Для того чтобы не допустить подобной ситуации, до школы родителям рекомендуется уделять время развитию своего ребёнка. Малышу можно читать вслух яркие книжки с красивыми картинками, что будет стимулировать его интерес. Детям постарше интерес к чтению привить сложнее, ориентироваться тут необходимо уже на вкусы конкретного ребёнка. Возможно, книга про любимого героя или героиню будет являться тем, что подтолкнёт их интерес. Развивающие игры и викторины, в которых участвует ребёнок и родители, могут не только развить навыки чтения и речи малыша, но и способствовать укрепления семьи.
Методов обучения чтению в школе существует множество, и каждый педагог выбирает их в индивидуальном порядке. Учитель подбирает метод в зависимости от того, как строится программа и проходят уроки, какое число часов в неделю отдаётся на обучение; на это также влияют и некоторые другие факторы.
Первым и основным методом преподавания является именно фонетический. Данный подход имеет в основе принцип построения алфавита. То есть, лишь после того, как ребёнок накапливает первоначальную фонетическую базу (умеет произносить звуки и буквы), он учится составлять из них слог. Целые слова являются завершающим этапом данного метода. Простота и ясность фонетического подхода делает его одним из лучших методов для обучения ребёнка чтению, поскольку на момент поступления в школу большинство детей владеют не только речью, но и чтением и письмом на достаточно неплохом уровне.
Следующим методом, тесно связанным с наукой, является лингвистический. Благодаря развитию технологий словарный запас современных детей достаточно высок. Несмотря на наличие в нём изрядной доли англицизмов и заимствований из других языков. Метод предполагает построение обучения на основе наиболее часто встречающихся слов; кроме этого. Преподаватели очень часто используют и простые слова, которые пишутся именно так, как воспринимаются на слух. Таким образом, ребёнок может усвоить все нюансы соотношения и тождества межу звуком и буквой. Не смотря на кажущуюся сложность метода. Он признан одним из самых эффективных, и позволяет ребёнку научиться читать в кратчайшие сроки. Основной загвоздкой при его использовании является тот факт, обучать с его помощью можно лишь тех детей, чей словарный запас и так уже достаточно велик.
Метод, имеющий в основе использование целых слов считают достаточно непростым для ребёнка, но благодаря нему, процесс обучения становится более интересным. При этом обучение строится на том, что педагог учит детей узнавать отдельные слова, на составные части слова разбивать не нужно. После того, как юный читатель освоил около пятидесяти слов, он должен прочитать текст, в котором эти слова часто встречаются.
Данный метод действенен только в тех случаях, когда ребёнок обладает хорошей зрительной памятью. В группе таких детей процесс овладения навыком чтения идёт очень быстро, а несколько игровая форма превращает урок в развлечение для ученика. Таким образом, у детей можно развить интерес не только к чтению, но и к познанию в целом.
Выбор методики обучения маленьких детей чтению осуществляется учителем, который должен обратить внимание на множество факторов. Невозможность разбить детей на несколько мелких групп делает процесс овладения навыком затруднительным.
Несмотря на то, что существуют способы, позволяющие овладеть чтением в разы быстрее, они часто не могут быть использованы по причине того, что уровень развития детей весьма отличается.
К записи "Методика обучения младших школьников чтению" оставлено 0 коммент.