Одним из самых переломных моментов в жизни ребёнка есть начало школьной учёбы. Переход от дошкольной жизни к школьным будням проходит довольно тяжело, а порой сопровождается серьезными трудностями.
В жизни появляется много новых людей, новое занятие, которые требуют совсем иного характера взаимоотношений. Чтобы приспособиться к переменам условий, детский организм активизирует систему адаптаций.
Каждый ребенок до момента поступления в школу должен иметь определённый уровень умственного, физического и социального развития. Для учебной деятельности от ученика требуется знать хотя бы элементарные понятия окружающего мира. Саморегуляция поведения и позитивное отношение к учёбе являются очень важными в школьной адаптации.
В последнее время наблюдается тенденция роста социальной дезадаптации. В частности негативными последствиями этого явления можно назвать проблемы с обучением и поведением, которое иногда достигает криминального уровня.
Проблема школьной и социальной адаптации, а также профилактика дезадаптации, создание её новых методик являются одними из самых важных проблем современности. Поэтому их необходимо детально изучить и на основе одержанных результатов разработать эффективные методики, советы для решения поставленной задачи.
Из-за появления школьной дезадаптации возникла тенденция исследовать учебный процесс, особенности поведения не только детей, но и их педагогов. Педагогическому фактору относят большую роль. Его составляющими есть характер и темп освоения школьных программ, влияния деятельности учителя в адаптации ребёнка к школьным условиям.
Развивающее образование состоит с предусматривающих своевременное обследование, профилактику и решение проблем дезадаптации. Профилактика школьной дезадаптации имеет огромное значение для ребенка. Она должна проводится следующим образом:
― своевременная педагогическая диагностика характеристик и причин возникновения дезадаптации, выполнение первоначального, качественного обследования для выяснения степени развития каждого ребёнка;
― поступать в школу детям необходимо в их психофизическом возрасте (для одного ребёнка, быть может, это 7 с половиной, для другого ― 8 лет) , а не в физическом (7лет) ;
― при обследовании перед поступлением ребёнка в школу обязаны брать во внимание особенности психики, уровень знаний, темперамент и возможные умения каждого из детей;
― учитывать индивидуальные особенности детей, которые находятся в группе риска, при создании в школах и лицеях педагогического окружения. Пользоваться разнообразными вариантами коррекции в процессе учёбы и после его для детей, входящих у группу риска с низкой, средней или высокой вероятностью дезадаптации. Такими вариантами на уровне организации педагогического процесса могут быть:
организация дополнительных услуг лечебного, оздоровительного и коррекционно-развивающего типа, создания спецклассов с меньшим количеством учащихся, менее дидактическим, психогигиеническим, санитарно-гигиеническим управлением;
индивидуальные и групповые дополнительные занятия с квалифицированными учителями (секции, кружки) , со специалистами, которые будут направлять свои действия на решение проблем с развитием очень значительных для занятий функций: логопедом, психологом, дефектологом, создания групп для занятий по тому или иному предмету, индивидуализация и дифференциация учеников внутри класса.
― пользоваться услугами детского психиатра, который способен помочь детям и педагогам в самых сложных ситуациях;
― создание классов, направленных на компенсирующие обучение;
― использование тренингов с родителями, социальных тренингов и психологической коррекции;
― освоить педагогам методики развивающего обучения, которое направленно на сбережение здоровья во время учёбы.
Профилактика дезадаптации младших школьников должна проводиться не только педагогами, но и родителями. Каждый из родителей малыша должен помнить, что нельзя сравнивать ребёнка с кем-то из его класса и, наоборот, даже если им очень нравится кто-то из его одноклассников или как бы они не любили своё чадо. Также нужно быть последовательным в своих желаниях, не требовать слишком много. Необходимо быть чутким, добрым и внимательным к своему малышу, не обижать его, когда у него не всё получается выполнить, хотя это может казаться элементарным. Так вести себя с ребёнком порой затруднительно и является сложным испытанием для всех родителей, даже самых стойких. Для каждого малыша нужна поддержка, особенно в первые годы учёбы. Родителям надо быть психологически готовыми как к успехам своего чада, так и к его неудачам, поэтому им нужно посмотреть на возможности своего малыша и соизмерять их со своими ожиданиями и после этого не ставить невыполнимые для него цели. Это способствует развитию способностей ребёнка планировать свою деятельность, учитывая свои силы.
Профилактика социальной дезадаптации должна основываться на следующих рекомендациях.
Дарить любовь своему малышу, не забывать общаться с ним, проводить вместе время, устраивать семейные поездки, соблюдать семейные традиции и давать крохе свои советы ― это самое главное, что должны делать родители. Однако порой через желание обеспечить своё чадо всем необходимым мамы и папы об этом забывают. Выполняя эти указания, родители обеспечат своему отпрыску защиту от соцдезадаптации.
Учитывать информацию, позволяющую анализировать психические особенности ребёнка.
Не обманывать малыша, ведь тот, кто способен это сделать может развить эти умения у него: у лживых родителей обычно и лживые дети.
Категорически запрещено применять на ребёнке насилие (психологическое и физическое) .
Стараться вести здоровый образ жизни. Это не только увеличит эффективность социальной адаптации, но и сделает внешний вид намного лучшим, улучшит здоровье.
Не становиться заядлым трудоголиком или домохозяйкой. Уделять своему отпрыску немного внимания в свободное время, а не проводить его со своими друзьями или тратя на просмотр фильма.
Все трудности школьников можно разделить на два вида:
специфические. В их основе лежат разнообразные проблемы с моторикой, зрением, речевым развитием, пространственным восприятием;
неспецифические. Причинами их появления являются общее ослабление организма, повышенная утомляемость, низкая работоспособность и его неустойчивость.
От ребёнка из социальной дезадаптацией может исходить множество неспецифических проблем, которые связаны с нарушениями деятельности. Ученик с дезадаптацией выделяется медленной скоростью выполнения, увеличенным уровнем отвлекаемости, безынициативностью, неорганизованностью. Он не умеет полностью осмыслить и понять задание, сосредотачиваться, не отвлекаться, а также не может работать по заданному плану, обдумывать действия.
Почерк такого ребёнка неустойчивый: разная высота и длинна, неровные штрихи, буквы более растянутые и имеют разный наклон. Часто он делает такие ошибки: не дописывает буквы, слоги, не использует правила, пропускает и заменяет буквы.
Это вызвано различными темпами деятельности класса и конкретного ребёнка, неумением концентрировать внимание. Этими же причинами определяют и плохое чтение (пропускание букв и слов) , медленное чтение или быстрое, низкое восприятие, угадывание.
При изучении математики проблемы проявляются в виде неустойчивого почерка, фрагментного восприятия задачи, трудностях переключения внимания с выполнения одного дела на другое.
Преподавателю принадлежит главная роль в создании и сохранении благоприятной обстановке в классе. Он должен постоянно работать, чтобы поднять уровень мотивации среди учащихся, при этом создавая для ученика ситуацию успеха, как в рабочее время, так и во время отдыха. Риск возникновения трудностей с обучением и школьной дезадаптации могут снизить совместная работа над этим педагогов, врачей и психологов, родителей. Очень важна во время обучения психологическая поддержка ученика.
Многие говорят о степени готовности малыша к обучению в школе, но мало кто берёт во внимание готовность родителей к таким большим изменениям в жизни их ребёнка. Родители должны развивать и поддерживать желание учиться и познавать новое ― это их основная забота. Когда родители интересуются школьной жизнью их ребёнка и активно в ней принимают участие, познавательные способности улучшатся, а после необходимо укреплять и направлять эти способности в нужное русло. Родители не должны негативно влиять на мнение ребёнка по отношению к учителям (часто ругать, плохо о них говорить) , ведь тогда уменьшается желание ученика получать знания именно от этого человека, снижается значимость слов этого учителя и его предмета.
Когда развитие соцдезадаптации младших школьников не решается, в дальнейшем наблюдается неадекватность к действиям педагогов, воспитывать и учить такого ребёнка становится со временем всё труднее; такому школьнику довольно сложно оценивать свои действия, свою внешность, последствия своих поступков, а отсюда и возникают конфликты с родителями, учителями и даже с правоохранительными органами.
Ребёнок часто попадает под чужое дурное влияние, ведь его волевые качества почти не проявляются, он становиться неспособным самостоятельно решать проблемы.
При обнаружении у ребёнка признаков дезадаптации нужно срочно обратиться за помощью к специалистам. Нужно помнить, что неправильные действия родителей могут не только не решить проблему, но и ухудшить её.
К записи "Меры профилактики дизадаптации младших школьников" оставлено 0 коммент.