Главная » Школа » Логопедия для школьников: работаем с нарушениями речи
23
Nov

Логопедия для школьников: работаем с нарушениями речи

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Нарушения речи, которые встречаются у некоторых школьников, как правило, вызваны различными причинами. Соответственно по-разному отражаются на общем развитии детей и по-разному влияют на успешность обучения.

Встречаются школьники, имеющие скудный словарный запас, нарушения связной речи, нечеткое произношение звуков и неполноценное фонематическое восприятие. Такие отклонения имеют довольно неприятные последствия: ребенок не способен полно, правильно и достаточно четко излагать свои мысли.

Причинами таких отклонений могут быть различные физические отклонения: неправильное строение органов речи или нарушение их подвижности, плохое зрение или слух либо проблемы с нервной системой у ребенка. Недостатки речи у ребенка могут развиться вследствие педагогической запущенности: близкие люди мало общались с малышом, либо окружающие сами имеют плохую речь, либо на нарушение речи у ребенка не обращали должного внимания, считая, что с возрастом все само собой восстановится.

Если не предпринимать мер по исправлению дефектов речи в раннем возрасте, то в школьном возрасте их исправить гораздо сложнее. Дело в том, что к школьным годам фонетическое своеобразие речи принимает устойчивый характер и его очень трудно исправить, потому что у ребенка сформировались и достаточно закрепились навыки неправильного произношения некоторых звуков. Обычно картина нарушения речи у дошкольников и у школьников одинакова. Лишь только в очень редких единичных случаях бывает, что нарушения речи появляются в период школьного обучения, хотя в дошкольном возрасте все было нормально.

Условно школьников с нарушениями речи можно разделить на несколько групп:

С фонетико-фонематической недостаточностью. К этой группе относятся школьники, имеющие дислалию механическую или дислалию функциональную, когда ребенок не может правильно произнести звук, поэтому он либо искажает произношение, либо пропускает его, либо смело заменяет его на другой звук.

Дети, страдающие общим недоразвитием речи, которое может быть вызвано алалией – полным или частичным отсутствием речи, хотя ребенок имеет хороший слух. Алалия возникает при недоразвитии или патологии речевых областей в левом полушарии головного мозга. Либо причиной нарушения речи может быть ринолалия, когда наблюдается нарушение голосового тембра с нарушением произношения звуков. И еще одной причиной может быть дизартрия, когда происходит нарушение произносительной речи. Причиной ее является патологии центральной нервной системы.

К этой группе относятся учащиеся, имеющие судорожные (заикания неврозоподобного или невротического характера) или несудорожные нарушения.

Чтобы помочь детям, имеющим такие отклонения, необходимо подходить к проблеме комплексно. Здесь потребуется согласованная совместная работа логопедов, врачей, педагогов и психологов. Ну, и, естественно, активная помощь родителей.

Основными направлениями этой работы являются: работа логопедов, мероприятия, носящие психолого-педагогической характер, психотерапевтическая помощь ученику и его родителям, а при необходимости и медикаментозное лечение.

Структура дефекта у школьников, страдающих общим недоразвитием речи, заставляет врачей-логопедов проводить с ними в системе логопедической коррекции дефектов речи специальные занятия, позволяющие развить связную речь. Школьный логопед знакомит учеников с образцами правильной грамотной речи, помогает планомерному накоплению знаний, которые относятся к звуковым, смысловым, синтаксическим и морфологическим закономерностям родного языка.

Из всего сказанного ясно, почему сейчас так востребована логопедия для школьников, наука, изучающая нарушения речи, предлагающая методы их предупреждения, раннего выявления и коррекции путем специального обучения и соответствующего воспитания. Логопедия, являясь одним из важнейших разделов специальной педагогики, помогает школьникам с речевыми патологиями создавать правильные речевые навыки, и успешно исправлять имеющиеся неправильно закрепившиеся.

Необходимость преодоления различных нарушений речи продиктована особым социальным значением речи, а вот возможность этого преодоления определяется степенью тяжести этого нарушения и правильным пониманием сущности этого нарушения, которое в свою очередь позволяет применить самые эффективные методы преодоления имеющегося у ребенка нарушения речи.

Надо сказать, что работа логопедов, работающих в школе, сильно отличается от работы логопедов, работающих в детских садах или поликлиниках. Школьному логопеду приходится заниматься исправлением не только неправильного произношения в устной речи. Он занимается еще и исправлением письменной речи, то есть корректирует логопедические ошибки письма, которые называются дисграфия, и чтения, которые называют дислексия. Причем коррекция неправильного чтения и письма, а также предупреждение возникновения этих нарушений является основным направлением работы школьного логопеда. Дислексия и дисграфия, встречающиеся у школьников младших классов, являются наиболее распространенными речевыми патологиями.

Поэтому логопедическую работу в школе нельзя считать лишь как дополнительную образовательную услугу. Ее нужно воспринимать как очень важную деятельность, которая наряду с образовательным процессом помогает отдельным категориям школьников более доступно и успешно овладевать знаниями.

Чтобы избежать негативных последствий, связанных с нарушениями речи школьников, родителям необходимо с самого раннего детства обращать внимание на развитие речи детей. При необходимости стоит воспользоваться услугами логопеда.

Автор:    

К записи "Логопедия для школьников: работаем с нарушениями речи" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)