Ребятам с ограниченными возможностями еще с детского возраста нужны особые условия, способы обучения и воспитания. У большего количества таких детей существует нарушение личностного развития и отставание в эмоциональном плане.
Программа коррекционных занятий (ПКЗ) в соответствии российским государственным образовательным стандартом начального общего образования (РГОС НОО) нужна для разработки системы поддержки и обучения ребят с ограниченными возможностями при освоении основной образовательной программы начального общего образования (сокращенно — ООП НОО) . И для исправления недочетов физического и (или) психического развития учащихся, социальную адаптацию, и для помощи этим детям в понимании ООП.
ПКЗ предусматривает создание особых условий обучения, которые позволяют учесть специфичные образовательные потребности детей посредством более индивидуального и дифференциального учебного процесса.
Коррекционные занятия предусматривают разнообразные формы образования и различные варианты специального ведения уроков у детей с ограниченными возможностями. Их можно обучать в общеобразовательном классе согласно ООП НОО или проводить индивидуально коррекционные занятия, с использованием обучения на дому. В зависимости от необходимости могут меняться степень участия определенных специалистов сопровождения.
Программа коррекционных занятий помогает:
— вовремя выявить детей с проблемами адаптации;
— определить особые образовательные потребности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями;
— сделать правильный выбор организации образовательного процесса таким детям с учетом их персональных индивидуальных особенностей;
— создать условия, которые помогут детям с ограниченными возможностями разобраться с ООП НОО и интегрироваться в образовательном учреждении;
— реализовать персонально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с учётом их возможностей и развития;
— разработать и пустить в процесс обучения индивидуальные планы;
— организовать одиночные или групповые занятия для детей с расстройствами в развитии;
— обеспечить возможность обучения по дополнительным ОП;
— реализовать систему мероприятий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями;
— содействовать родителям таких детей по правовым и медицинским, социальным и другим вопросам.
Коррекционные занятия с детьми должны иметь программу, которая следует таким принципам:
— Блюсти интересы ребёнка.
— Системный подход к оценке особенностей развития и исправления нарушений у детей, всесторонний многоуровневый подход разнопрофильных специалистов, согласованность их действий при решении проблем ученика.
— Непрерывность помощи учителей до полного решения проблемы или определения пути к её решению.
— Вариативные условия при получении образования детьми с недостатками в развитии.
— Рекомендательный характер при оказании помощи. Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями имеют, оговоренное законом, право на выбор формы получения детьми образования, само образовательное учреждение, защищать интересы детей.
Методологической основой Программы по которой ведутся коррекционные занятия в школе является взаимосвязь таких подходов:
— нейропсихологического, что выявляет причины, которые лежат в основе школьных проблем с изучением предметов;
— комплексного — для обеспечения учета медико-психолого-педагогических знаний про состояние ребенка;
— междисциплинарного — позволяет проводить совместно-распределенную работу специалистов, которые сопровождают развитие ребенка.
В учреждении начального общего образования Программа коррекционной работы имеет в своем составе взаимосвязанные направления:
— диагностическую работу, которая обеспечивает быстрое выявление учеников с ограниченными возможностями, проведение их детального обследования, подготовку рекомендаций касательно помощи в условиях учреждения образования;
— коррекционно-развивающую работу — своевременную специализированную помощь при обучении содержания образования и исправление недостатков в развитии детей в среде общеобразовательного учреждения;
— консультативную работу — непрерывность специального сопровождения учеников с ограниченными возможностями, а также их семей в различных вопросах, касающихся ребенка;
— информационно-просветительскую работу со всеми причастными к процессу обучения — учениками, их родителями (представителями) , педагогами.
Коррекционную работу совершают в четыре уровня:
— Собрание и обработка информации. Качественная оценка сообщества обучаемых для учёта особенностей развития детей, изучения особенностей и ихних особых образовательных потребностей; анализ учебной среды для соответствия требованиям методического обеспечения, материальной, технической и кадровой базы учебного заведения.
— Координация, планирование и организация. Результат этой работы — особым образом организованный ОП, который имеет коррекционно-развивающую стезю.
— Контрольно-диагностическая деятельность. Проверка соответствия созданных условий и в особых образовательных потребностей ребёнка.
— Регуляция и корректировка. Внесение нужных изменений в ОП и процесс ухода за учениками с ограниченными возможностями, корректировка условий и формы обучения, методологии и приёмов работы.
Механизм проведения коррекционной работы — взаимодействие специалистов учреждения образования, для обеспечения системного сопровождение детей специалистами разного профиля в ОП.
Такое взаимодействие специалистов подразумевает:
— комплексность в определении проблем ребёнка, предоставления квалифицированной помощи разнопрофильных специалистов;
— многоаспектная оценка познавательного развития ученика;
— составление для каждого индивидуально комплексных программ для общего развития и исправления отдельных сторон разных сфер развития ребёнка.
Программа коррекционных занятий должна включать 5 модулей:
— Концептуальный модуль, чтобы раскрыть сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, обозначить его цели и задачи организации субъектов.
— Диагностико-консультативный модуль — программы по изучению ребенка разными специалистами и консультативную деятельность.
— Коррекционно-развивающиий модуль обеспечивает создание нужных педагогических условий для ученика в соответствии с возрастом и персональными особенностями.
— Лечебно-профилактический модуль — проведение медицинских мероприятий; поддержание санитарно-гигиенических норм, расписания дня, режима питания ребенка, индивидуальных лечебных и профилактических действий.
— Социально-педагогический модуль используется для повышения базового уровня профессиональной подготовки педагогов.
В основе сопровождения лежит объединение четырех функций:
— диагностика всей сути возникшей проблемы;
— полная информация о сущности проблемы, возможные методы её решения;
— консультация на при принятии решения и разработка плана по решению проблемы;
— помощь на первой ступени реализации плана по решению проблем.
Принципами сопровождения ученика в школе считается: рекомендательный характер советов; первенство интересов ребенка; непрерывность сопровождения и, конечно же, комплексный подход сопровождения.
Основной целью сопровождения является оказание помощи при решении возникших проблем. Задачами сопровождения считают: корректный выбор образовательного маршрута; помощь в преодолении трудностей в учебе; способствование решению личностных проблем в развитии ребенка; уклон на здоровый образ жизни.
В диагностико-консультативном модуле разрабатывают программу изучения ученика разными специалистами. Педагог определяет усвоенный ребенком объем знаний, умений и навыков; помогает выявить трудности, какие ученик имеет при обучении, условия, которые нужно создать для преодоления этих трудностей. Педагог должен отметить особенности личности ученика, его адекватность поведения в самых разных ситуациях. Если педагог не в состоянии сам объяснить причину или добиться желаемых результатов, то он должен обратится к другим специалистам.
Психолог должен учитывать следующее:
— Собрать сведения о ребенке у его преподавателей и родителей.
— Изучить история развития ребенка. Эту историю пишет врач, а психолог должен выявить обстоятельства, которые могли пагубно повлиять на общее развитие ребенка: детские травмы, болезни, наследственность, характер воспитания ребенка.
— Изучить работы ребенка (его тетради, рисунки, легка и т. п. ) .
— Непосредственно обследовать самого ребенка. Провести беседу с целью выявления мотивации, представлений об окружающей среде, уровня развития речи.
— Выявить причины и характер особенностей психического развития ребенка.
— Проанализировать материалы обследования.
— Разработать рекомендации к обучению и дальнейшему воспитанию ребенка. Составить индивидуальный образовательный маршрут для медико-психолого-педагогического сопровождения.
Рекомендации психолог должен обсудить с учителем, медиками и родителями, так как все должны прийти к единому решению. Составляется комплексный план по оказанию ребенку медико-психолого-педагогической поддержки с указанием уровней и способов коррекционной работы.
Должны быть четко определены содержание и формы совершения коррекционной работы учителя:
— ежедневно наблюдать за детьми когда они учатся и в свободное от занятий время;
— поддерживать постоянную связь с учителями-предметниками, медицинским работником, школьным психологом, администрацией школы и естественно родителями;
— составлять психолого-педагогические характеристики ребенка с ОВЗ с помощью разных методов: наблюдения, эксперимента, беседы, где видны особенности его поведения, межличностных отношений с друзьями и родителями, уровень интеллектуального развития, результаты учебы;
— сложить индивидуальный маршрут сопровождения ученика, где будут отражаются его пробелы в знаниях и отмечаться возможные пути их ликвидации;
— контролировать успешность, а кроме того поведение всех детей, что обучаются в классе;
— сформировать теплый микроклимат в классе, где каждый ученик с ОВЗ чувствовал бы себя комфортно;
— вести документацию;
— организовывать внеурочную деятельность, которую необходимо направить на развитие общих и специальных интересов учеников.
Чтобы повысить качество коррекционной работы нужно выполнять указанные условия:
— сформировать УУД во всех этапах обучения;
— научить детей выявлять характерные, существенные признаки окружающих предметов, развивать их умение сравнивать и сопоставлять;
— побуждать к речевой деятельности, контролировать за тем, как разговаривают дети;
— научить устанавливать взаимосвязь между воспринимаемым предметом, тем как он называется и его практическим действием;
— использовать более медленный темп обучения, многократно возвращаться к изученному материалу;
— максимально использовать сохранные анализаторы ребенка;
— разделять деятельность на отдельные части, элементы и операции, чтобы позволить осмысливать их;
— использовать упражнения, направленные на формирование восприятия, внимания и памяти.
Оценку итогов после проведения коррекционной работы педагога и других специалистов, которые занимались с ребёнка с ОВЗ производят по результатам годовой аттестации учеников, их психологического и логопедического исследования, а также заключения медицинского осмотра.
Коррекционные занятия с ребятами в школе нужны как воздух, особенно тем детям, которые в виду своего физического или интеллектуального развития не могут поспеть за общими требованиями ООП.
К записи "Коррекционные занятия с детьми в школе: составляем программу" оставлено 0 коммент.