Главная » Школа » Какие бывают программы школьного образования для начальной школы?
18
Feb

Какие бывают программы школьного образования для начальной школы?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Начальная школа – это самый ответственный ученический период, когда закладывается фундамент не только правописания, чтения и математических навыков, но и формируется отношение к школе в целом, мотивация к учению в частности

Конечно, многое зависит от отношения родителей, от опыта учителя, но и выбранная программа обучения немаловажна.

Давно канули в лету те времена, когда несколько поколений учеников обучались по одним и тем же учебникам. Сегодня для обучения детей начальной школы создано несколько учебно-методических комплексов, состоящих не только из учебника, но и рабочих тетрадей для учащихся, методических пособий для учителя, дидактического и наглядного материала, даже мультимедийных приложений и аудио записей.

С одной стороны, вариативность – это замечательно, но далеко не каждый учитель может выбрать любую из существующих программ. И дело даже не в законе «Об образовании», который гласит, что преподаватель начальной школы имеет право выбрать ту программу, которая утверждена в отдельно взятом образовательном учреждении. Как бы это ни было банально, но все упирается в финансы. Ведь, чтобы изменить программу, учебному заведению следует закупить полный комплект всех вышеперечисленных пособий, учебников и тетрадей. Не менее важно, чтобы при переходе из начального звена в среднее сохранялась преемственность образовательных линий.

На сегодняшний день можно насчитать до 12 различных программ, разработанных для начальной школы, включающих в учебно-методический комплекс учебники русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, иностранного языка и даже технологии. За каждой программой стоит огромный коллектив под руководством научного руководителя. Прежде чем быть допущенными к использованию в начальной школе, все программы проходят специальную экспертизу. К самым популярным можно отнести такие программы как «Школа России», «Перспектива», «Школа 2100», «Школа XXI века», «Гармония», системы Занкова и Эльконина – Давыдова.

Зная, какие бывают школьные программы, далеко не каждый учитель может сориентироваться в потоке новой информации, даже изучив пояснительные записки к предлагаемым учебникам. Зачастую это возможно распознать лишь на практике опытным путем. Поэтому на эксперименты учителя начальной школы решаются либо по незнанию и из-за отсутствия опыта, либо по настоянию администрации школы, которая по каким-либо причинам решила глобально менять образовательные линии.

Вариативность учебных программ, так же как и вариативность в школьной форме не очень приветствуется родителями, поскольку это тоже приводит к дополнительным сложностям в освоении навыков, когда вдруг среди учебного года ребенку предстоит поменять школу, учителя и учебники. И все-таки чем же отличаются школьные программы для начальной школы.

По сути, все существующие программы уже не принято, как это было раньше, подразделять на классические и развивающие. Пожалуй, это верно, поскольку в понятие «развивающий» каждый автор вкладывает свой смысл. Любой учебник нацелен на развитие ученика. Разделение на традиционное и развивающее обучение потеряло свою актуальность еще в 2009 году, а в связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) все учебные комплексы вынуждены были подвергнуться переработке и дополнению. Помимо существующих комплексов есть ряд учебников, которые зарекомендовали себя вполне «дееспособными», хотя и не входят ни в одну из перечисленных линий. Они тоже успешно прошли государственную экспертизу. Эти учебники представляют собой завершенную предметную линию, разбиты по предметам начальной школы.

Все учебники и программы направлены сегодня на формирование у учащихся начальной школы так называемых УУД (универсальных учебных действий) . Каждая из программ обладает достоинствами и некоторыми недостатками, но главная цель обучения в начальной школе – сформировать у ребенка основные умения добывать знания при освоении любого из предметов. В основе программ начальной школы лежит концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа, занявшая место в перечне рекомендованных в использовании образовательным учреждением, является одобренной Министерством образования. Поэтому нельзя однозначно сказать, что какая-то плохая, а какая-то хорошая. Применяя умело любую из перечисленных, ребенок за 4 года начальной школы однозначно овладевает стандартом, если этому не препятствуют отклонения в развитии.

Если рассмотреть каждую отдельно взятую программу, предназначенную для обучения в начальной школе, то «Школа России» — это традиционная программа советских лет, по которой учились многие. Она проверена годами и доказала свое право оставаться в перечне рекомендованных для начальной школы. Правда она не могла не претерпеть некоторых изменений, но это веяние времени. Появились задачи на развитие логического мышления, нестандартные задания, но большинством ребят она усваивается без особых проблем.

Программа «Гармония» очень схожа с программой Занкова, которая способствует опережающему развитию, но практики считают, что она несколько проще. Родители с удовлетворением отмечают, что учебники содержат методическую часть, которая помогает в том случае, если ребенок пропустил какую-нибудь тему и ему приходится объяснять пропущенное дома.

Занковым разработана методика быстрой подачи материала, она изобилует теорией и требует навыка анализа, умения подразделять на общее и частное. Детям, которые не посещали детский сад и с которыми не очень много времени проводили родители, тяжеловато дается учение, когда материал выливается сплошным потоком.

Программа Эльконина-Давыдова тоже нацелена на то, чтобы ребенок учился анализировать и аргументировать свое мнение. Существительное здесь выступает как «слово – предмет», а глагол – «слово-действие». По этому поводу тоже возникало много споров, удобно ли потом, в средней школе ребенку переучивать эти понятия. Но плюсом является то, что материал насыщен интересными занимательными задачками.

«Школа 2100» отличается тем, что ребенку дается много заданий в готовом виде, где требуется только дорисовать, соединить точки между собой, вписать нужное число или значок в отведенное для этого место. Положительно, что задания разноуровневые и ребенок может выбрать то, что ему по силам, не оставаясь не у дел. Ценно, что программа способствует индивидуальному развитию. Если даже в учебнике дан материал максимальной сложности, то все равно есть минимальный стандарт, который сможет усвоить любой ученик. Данную программу иногда называют «Школа 2000-2100», ассоциируя ее с единым целым, но это не совсем верно. Это две совершенно разные программы, хотя некоторое время учителя начальной школы использовали некоторые учебники одной программы в другой.

Для «Школы – 2000» характерно плавное течение образовательного цикла, основанное на постепенном усвоении материала. Системность, преемственность и непрерывность – вот три «кита» этой программы.

«Школа XXI века» отличается от других программ большим периодом для адаптации. Кому-то это нравится, но есть и негативное мнение по этому поводу. Его высказывают родители, у которых дети пришли в школу более подготовленными, чем их сверстники.

Цели программы разнятся с традициями советских времен, где упор делался на развитие механической памяти. Здесь же предполагается развитие творческого воображения. Специалисты отмечают, что эта программа ближе природе семилетнего ребенка, когда он не желает что-то выполнять индивидуально. Очень много заданий, где предстоит коллективное выполнение. «Школа XXI века» подразумевает не отдельные предметы, а курсы. Например «грамота» объединяет в себе русский язык и литературу.

«Перспектива» разрабатывалась для большинства детей, не обладающих особыми дарованиями к зубрежке. Здесь можно встретить такое понятие как «компетенция» вместо «умение» или «знание». То есть каждый предмет способствует развитию каких-то концепций. На математике развивается логика, на рисовании воображение.

Все программы школьного образования вполне доступны, но в зависимости от индивидуальных способностей могут усваиваться по-разному. Как правило, в каждом учебном учреждении будущий первоклассник проходит так называемую диагностику школьным психологом, логопедом, помимо школы проходится медицинский осмотр узкими специалистами.

Все это в комплексе поможет прояснить ситуацию с дальнейшим выбором программы обучения. Хорошо, если в районе есть несколько школ, но иногда и в одной и той же школе разные классы могут заниматься по разным программам.

Автор:    

К записи "Какие бывают программы школьного образования для начальной школы?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)