Перед тем, как приступить к подробному описанию всех основных требований к проведению занятий, следует сразу отметить, что в корне поменялась не только концепция изложения материла, но и система оценивания знаний и степени их усваивания.
Современный урок в начальной школе предполагает прежде всего нетрадиционную подачу информации в, так называемой, игровой форме. Последние исследования в сфере науки и образования показали, что именно такой способ является наиболее эффективным и соответствует всем требованиям к современному уроку в начальной школе. Продуктивность этой манеры изложения предмета не сопоставима с монотонным речитативом, который до сих пор практикуют в некоторых школах, не вызывая у малышей никакого другого желания, кроме того, чтобы заснуть.
В тоже время серьезной проблемой при подобном ведении урока в начальной школе может стать недостаток дисциплины, ведь дети очень охотно вовлекаются в практически любой игровой процесс и крайне неохотно из него выходят, если это необходимо. А это, действительно, нужно, даже если исходить из последних разработанных норм и положений, ведь никто не отменял письмо, чтение, математику, которые требуют максимального сосредоточения и внимательности. Для того, чтобы успешно лавировать между двумя такими, казалось бы, совершенно противоположными понятиями, как учеба и игра, педагогу, естественно, приходится все-время прибегать к определенного рода приемам и активной стимуляции учащихся.
Вся сложность заключается в том, что в первом классе запрещена традиционная система оценивания по пяти-бальной шкале. Современное образование требует начинать вводить его не ранее второго полугодия второго класса, так как считается, что первые три семестра знания детей будут оценены ложно или даже субъективно, ввиду особенностей основных характеристик способности мышления, восприятия и умения сосредотачиваться, свойственных данному возрасту.
Ни для кого не секрет, что каждый ребенок развивается по-разному и умственные данные в 7-8 лет у всех порой очень отличаются. Это вовсе не означает, что кто-то из класса умнее, а кто-то глупее — выводы делать еще слишком рано, тем более не редки ситуации, когда, казалось бы, очень способный ребенок чуть позже начинает показывать весьма заурядные знания, в то время, как отстающий в первых классах малыш, в последствии начинает стремительно наверстывать упущенное и даже опережать своих сверстников.
При этом учеников обязательно нужно как-то стимулировать, чтобы они стремились проявить себя и, наоборот, наказывать, в том случае, если они плохо себя ведут и не могут сохранять дисциплину. Современная система образования предполагает для этого специальную внутреннюю систему оценивания, результаты которой не проставляются в табелях и отчетных ведомостях. Как многие уже успели догадаться, речь идет о специальных значках, которые могут быть выполнены в виде брошей, маленьких наклеек для тетрадей (использование дневников в первом классе официально запрещено, так как учителям не разрешают задавать детям уроки на дом) или ярких крупных мебельных стикеров, которые крепятся к парте учащегося.
Для положительного оценивания можно использовать такие образы, как солнышко, улыбающийся смайлик, цветочек, неудовлетворительного — грозу, печальную рожицу, удовлетворительного — тучку и пр. Естественно, каждый ребенок захочет получить такое поощрение и будет очень сильно стараться для этого. Также можно приветствовать или, напротив, порицать хорошее/плохое поведение. Если, например, малыш без умолку болтает на уроке, то к его парте можно прикрепить наклейку «язычок» и придумать особое условие, которое может звучать приблизительно следующим образом: «три язычка — вызов родителей в школу» и т. д. и т. п. Таким, казалось бы, совершенно простым, не затратным и анти-стрессовым способом можно, действительно, эффективно сохранять дисциплину в классе, при этом по-максимуму щадя, в первую очередь, нервную систему детей, да и свою собственную тоже.
Также, не стоит забывать и о том, что помимо системы оценивания и методов поддерживания дисциплины в классе, современный урок в начальной школе предполагает совершенно иной способ подачи и изложения информации учащимся. Дело в том, что малышей в настоящее время стараются по-возможности сразу приучать в различным технологическим новшествам и инновациям, так как за всеми этими стремительно обновляющимися гаджетами, кроется будущее человечества. И речь идет не только об уроках информатики, которые теперь проводятся с первого класса, но и различных приспособлениях, которые помогают подавать практически любую полезную информацию совершенно иным, пока еще нестандартным, в понятиях широкой массы, и непривычным для многих взрослых способом.
Как многие уже наверное успели догадаться, речь идет о таком мега-популярном технологическом изобретении, как интерактивная доска, которая способна подавать наглядную информацию уникальным способом. Управляться этот супер-гаджет может с помощью одних лишь жестов, что позволяет одновременно принимать участие в уроке довольно большой группе учеников. Особенно здорово подходит доска для изучения таких важных и нужных предметов, как «Основы здоровья», «Природоведение», «Я в мире» и пр. На устройстве можно подробно проследить за любыми изменениям в природе, наглядно рассмотреть, как происходит деление клеток в организме, узнать, что будет, если посеять зерно в благодатную среду, увидеть, как выглядят микробы при тысячном увеличении их изображения и какие из них являются полезными, а какие, наоборот, несут определенную угрозу человеческому организму, а также выяснить многое другое.
По сути нет такого вопроса, на который бы нельзя было подробно и наглядно ответить с помощью данного чудо-устройства. Однако есть и существенный недостаток в этом гаджете — его высокая цена. Но не стоит отчаиваться, ведь можно заменить дорогостоящую интерактивную доску более бюджетным проектором, который способен подавать любое видео- и фотоизображение на специальное тканевое полотно-ролет, которое можно повесить прямо над доской и сворачивать в плотный тонкий рулон за ненадобностью. Саму информацию можно подавать на устройство с помощью обычного ноутбука или даже любого флеш-накопителя.
С помощью этих инновационных высоко-технологических устройств можно проводить уникальные по своей сути закрытые и открытые уроки, презентации и даже проецировать на плоскую горизонтальную поверхность изображения, которые, например, могут имитировать футбольное поле, завлекая тем самым детей на переменах. Имея такую доску в кабинете, вряд ли кто-то из малышей захочет путаться под ногами у старшеклассников на переменах и искать приключения за пределами школы, ведь с ее помощью можно поиграть в любые виртуальные игры (мини-футбол, гигантские шахматы, больницу) или проводить интересные викторины с замечательными вопросами, не выходящими за рамки учебного процесса, и яркими картинками отгадками. А какие прекрасные уроки можно проводить на тему космоса! Эти замечательные гаджеты помогут справиться с поставленной задачей не хуже, чем программа в планетарии, который можно встретить далеко не в каждом городе.
Особый подход в настоящее время предусмотрен и к урокам по технологии в начальной школе. Так, педагоги с самых ранних лет стараются прививать детям любовь к труду и основные практические навыки и теоретические знания, которые обязательно пригодятся им для решения основных бытовых проблем и задач в будущей жизни. При этом, естественно, никто не вручает первоклашкам гвозди, молотки и рубанки и не садит их за швейные машины, неукоснительно соблюдая все меры предосторожности и придерживаясь техники безопасности.
Вместо этого мальчишки могут заняться, например, изготовлением домиков и кормушек для птиц из уже готовых деревянных или фанерных деталей, крепящихся к друг другу с помощью специальных шурупов (все отверстия в таких конструкторах с маркировкой 6+ обычно предусмотрены самим изготовителем заранее), а девчонки самостоятельно приготовить свою первую вкусную пиццу из готового дрожжевого теста и уже нарезанных овощей, а также мясных и сырных продуктов (выпечкой заготовок занимается только сам педагог).
При этом обязательно нужно доводить все начатое до конца, иначе весь предыдущий процесс попросту теряет свой смысл и значение. Так, скворечники и кормушки должны быть прикреплены к деревьям в школьном саду учителем вместе с их юными создателями, а пицца, бутербродики, канапе и прочие закуски — съедены всем классом и запиты вкусным соком или чаем уже после занятий. На уроках труда девочек учат не только готовить простейшие блюда, но и красиво сервировать стол, с детства приучая их к прекрасному, пусть даже и на бытовом уровне.
Отдельные требования предусмотрены в настоящее время и касаемо оформления классного кабинета, который должен быть не только эргономичным, но и по-домашнему уютным для учеников начальной школы, особенно если речь идет о первоклассниках.
Руководство школы и педагогический состав должен предпринимать максимальные усилия для того, чтобы дети хотели идти в школу и, как следствие, стремились к знаниям. Здорово, если такой подход будет поддержан родителями учащихся и они, как могли, помогали школе в его организации.
К записи "Как вести уроки в начальной школе? Какие тербования предъявляются к современному уроку в начальной школе" оставлено 0 коммент.