Главная » Школа » Как учесть особенности восприятия младших школьников при составлении плана занятий?
01
Mar

Как учесть особенности восприятия младших школьников при составлении плана занятий?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Начальная школа — важнейший этап в жизни ребенка. Восприятие в младшем школьном возрасте играет ключевую роль в успехах учеников, поэтому педагогу необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей при планировании занятий.

Младший школьный возраст (7 – 11 лет) – период активного развития интеллекта и способностей каждого ребенка. Именно в этот период дети знакомятся со школой и школьной жизнью. Здесь главная задача учителя — заинтересовать малышей и привить им любовь к знаниям.

Одним из основополагающих факторов успеха являются особенности восприятия младших школьников, ведь правильно и четко составленный план занятия даст возможность учителю сделать урок и подачу материала динамичными, интересными и результативными, а также мотивировать ребенка к учебе.

Восприятие в младшем школьном возрасте характеризуется рядом особенностей. Первая из них – малая дифференциация. Детям в этом возрасте трудно различать и разделять сходные объекты при восприятии, которое, что немаловажно, тесно связано с деятельностью ребенка. В этом возрасте дети воспринимают те объекты и предметы, с которыми они могут проводить какие-либо действия (пощупать, взять, изменить). Эмоциональность – тоже яркая и важная черта восприятия младших школьников.

Следует также отметить, что в процессе обучения восприятие может углубляться и принять характер четко организованного наблюдения. Одной из особенностей восприятия информации детьми в младшем школьном возрасте является слабость произвольного внимания (которое требует концентрации и регулировки), в то время как непроизвольное внимание развито гораздо лучше.

Итак, какие же методы лучше использовать учителям в своей работе, для того, чтобы привить любовь детей к предмету и достигнуть максимальных результатов в обучении? Восприятие детей младшего школьного возраста

и его особенности диктуют свои условия. Именно поэтому, основным методом в обучении (особенно на начальном этапе у детей в возрасте 7-8 лет) является игра и игровая деятельность, которая широко используется учителем на занятиях по разным дисциплинам.

С поступлением в школу и адаптацией к школьной жизни для ребенка формируется новый вид деятельности — учебная деятельность. На этом этапе методы обучения подразделяются на три осноывных: наглядный, словесный и практический.

Словесные методы (беседа, рассказ, объяснение) — это главный источник знаний в учебной деятельности школьника, но, исходя из возрастных и психологических особенностей детей 7-11 лет, словесный метод должен быть подкреплен наглядным (красочные иллюстрации и наглядные пособия), В данном возрасте мышление детей образное, и комбинирование двух данных методов способствует результативности обучения).

Практичечкие методы (письменные и устные упражнения) являются неотъемлемой часть учебной деятельности и необходимы для обучения, так как только самостоятельное выполенение ряда упражнений необходимо каждому учащемуся для овладения учебным материалом.

Залогом успеха работы учителя и результативности обучения является использование всех вышеперечисленных методов в комплексе, так как каждый из них крайне важен для получения высокого уровня знаний учащихся. Кроме того, в соответствии с особенностями восприятия информации младшими школьниками, виды учебной деятельности должны динамично сменять друг друга, так как в рассматриваемом возрасте внимание у детей имеет свойство быстро переключаться с одного предмета на другой.

Изучив особенности восприятия младших школьников и основные методы работы с ними, учитель, как правило, приступает к планированию занятий и написанию планов-конспектов уроков, ведь это прямая обязанность каждого педагога. В плане-конспекте урока должна быть четко сформулирована тема занятия, содержание (учебный материал, который должен быть изучен (включая методы и приемы обучения), расписаны этапы урока и домашнее задание.

При написании конспектов уроков обязательно должны учитываться возрастные и психологические особенности детей, а также особенности восприятия и мышления учащихся определенной возрастной группы. Очень часто советы и рекомендации опытных педагогов оказываются крайне полезными при составлении собственного плана-конспекта занятия.

Самое главное: четко структировать план-конспект урока и последовательно раскрывать каждый пункт.

Сформулировать тему урока и раскрыть ее согласно учебному плану изучаемой дисциплины.

Определить тип урока и вид урока (согласно утвержденной классификации: урок-беседа, урок — лекция, кино-урок; урок проверки знаний, урок изучения нового материала, комбинированный тип урока и т.д.).

Выразить цели урока. Цели урока необходимо максимально конкретизировать. Каждый урок, как правило, содержит в себе несколько целей, направленных на развитие, совершенствование и получение различных знаний и навыков.

Обозначить задачи текущего урока: методы и приемы, с помощью которых педагог будет достигать поставленных целей на своем занятии.

Указать оборудование урока. В этом пункте предполагается, что учитель перечислит материально-техническую базу (наглядные пособия, иллюстрации, учебники, книги, компьтерные программы и т.д.), которая будет задействована для проведения занятия.

Раскрыть ход урока. Данный пункт наиболее трудоемкий, так как здесь необходимо описать временные рамки каждого этапа урока и их последовательность, методы и приемы обучения, которые будут использоваться учителем в ходе занятия, указать все упражнения и типы заданий, которые будут выполняться. В ходе подготовки к уроку учителю важно найти такую форму подачи материала, которая заинтересует учащихся и будет мотивировать к принятию активного участия в занятии (особенно это важно при работе с младшими школьниками).

Все задания должны быть выстроены на уроке по принципу «от простого к сложному». Важно отметить, что в задачу учителя также входит умение настроить класс на работу и на изучение той или иной темы, проведение организационных моментов в начале урока (а также в конце, если это необходимо). В конспекте урока должно быть обязательно указано домашнее задание, которое получают учащиеся и выводы по уроку.

Кроме того, в конце занятия учитель, как правило, выставляет оценки за работу на уроке и выполнение того или иного вида работ, комментирует работу учеников на занятии.

Не менее важным пунктом в работе учителя являетлся и самоанализ, который необходимо проводить для достижения наилучших результатов обучения и совершенствования педагогического мастерства.

Написание конспекта урока не является легкой задачей, однако это помогает педагогу спланировать занятие, сделать его масимально интересным и познавательным для учащихся имеющейся возрастной группы.

В работе учителя наиболее важными пунктами является знание особенностей восприятия детей разных возрастных групп и умение правильно составить конспект урока. Это — один из залогов успешной и результативной работы в школе, в том числе и с детьми младшего школьного возраста.

Автор:    

К записи "Как учесть особенности восприятия младших школьников при составлении плана занятий?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)