Портфолио школьника сегодня активно входит в учебную жизнь ребят. Вопросу его оформления и создания нужно уделить особое внимание, ведь этот документ индивидуализирует школьника, а также отражает его достоинства.
Наша система образования постоянно эволюционирует и оптимизируется, в попытках подстроиться под современный рынок труда. Вот, уже на смену распределению после ВУЗа или ССУЗа пришли конкурсы на лучшего соискателя вакансии, в ВУЗы принимают также по итогам конкурса «на самый высокий результат единого государственного экзамена, дополненный хорошим портфолио». Конкурсы повсюду.
Даже при переходе из одного звена школьного образования в другое дети обязаны проходить тестирование и конкурс портфолио. Зачем он нужен педагоги, почти всегда, объясняют родителям, но не всегда родители понимают это правильно. Зачастую объяснение школьного учителя звучит как: «Это поможет вашему ребенку перейти в старшее звено» — или: «Это поможет детям в будущем». Но, в каком, таком будущем и чем именно поможет зачастую остается загадкой.
Прежде всего, не стоит паниковать. Портфолио и в правду поможет ребенку, но не напрямую, а косвенно. Оно будет играть роль позиции в рейтинге учащихся во время перехода из одного звена в другое или при перемене учебного заведения или поступления в ВУЗ.
Во-первых, это показатель развития ребенка. Для педагогов и психологов важно знать, что ребенок развивался, а не сидел под колпаком у родителей. Также учителя посредством портфолио заочно знакомятся с учеником, его семьей и друзьями. Обращают внимание на его увлечения и достижения. Это необходимо для задания правильного вектора дальнейшего развития и воспитания ребенка в школе.
Изучив все портфолио учащихся класса, руководитель сразу поймет, кого и куда следует направить, кого нужно подтолкнуть к новым победам, и кому необходима моральная поддержка или смена рода деятельности. Именно поэтому портфолио ученика является одной из важнейших деталей при переходе в старшие классы или выпуске из школы.
Сейчас стоит поговорить о тех, кому еще только предстоит проститься с первой учительницей и отправиться навстречу новым лицам и успехам. Физически портфолио ученика выглядит как простая папка на кольцах с подшитыми внутри страницами, содержащими определенную информацию о ребенке, его занятиях, семье, друзьях, достижениях и успехах в школе.
К тому же нет совершенно точных требований к оформлению его внутренней части, т.е. никто не загоняет детей в рамки офисных форм документов, а наоборот предоставляется полная свобода выбора оформления и приложенной информации. Ведь, чем больше ребенок приложит стараний при составлении портфолио, тем больше шансов, что педагоги и психологи узнают его лучше, и зададут правильное направление развития.
Всем родителям важно помнить, что портфолио отражает не их, а их ребенка. Поэтому главную роль в его составлении должен сыграть ребенок. Именно он должен решать, как сделать портфолио для школьника, что указывать, а о чем умолчать, какие фото помещать, а какие нет. Дайте ребенку полную свободу действий и тогда получите наиболее точный портрет его личности.
Для начала объясните ребенку, что портфолио создано, чтобы рассказать о нем, а не о родителях. Поэтому он должен делать все самостоятельно, в противном случае педагог не сможет по достоинству оценить его знания и умения.
На первом этапе нужно побеседовать с малышом, важно выяснить, что он сам готов рассказать о себе и своем мире, это поможет и родителям лучше понимать своего ребенка. Затем отберите из семейных альбомов фотографии, которые ребенок захочет приложить в портфолио, подберите оформление и приступайте к созданию.
Главное различие между портфолио для мальчика и для девочки это оформление. Разумеется, увлечения мальчика тоже будут заметно отличаться от женских, но в первую очередь, в качестве отличительного признака работает оформление.
Для начала нужно поговорить с ребенком о том, как он хочет показать себя. Выяснить осознает ли он, что он – мужчина – защитник слабых, надежда и опора родителей и такой же человек, как и все остальные. Затем выбирайте дизайн. Дайте полную свободу выбора ребенку, а после принятия решения, не забудьте поинтересоваться, почему именно этот дизайн.
Не знаете где и из чего выбирать? Не беда. Множество сайтов в интернете готовы предложить вам уже готовые шаблоны портфолио. Причем они могут быть самыми разнообразными, как цветными, так и черно-белыми (предназначенными специально для раскрашивания).
Возможно, что ребенку не понравятся готовые шаблоны. В таком случае можно оформить страницы самостоятельно, изобразив на низ все, что душе угодно. Здесь главное – не потерять контроль и не начать делать все вместо ребенка. Он тоже должен знать и принимать участие в решении вопроса, как делать портфолио для школьника.
После того, как все страницы готовы, можно приступить к заполнению разделов. Уделите особое внимание спортивным и интеллектуальным успехам ребенка. Стоит сделать акцент на талантах ребенка в социальной среде, по мнению множества психологов, мальчик должен быть, достаточно социально активен и смел. Главные его качества это: коммуникативность, креативность и целеустремленность. Нужно помочь ребенку продемонстрировать то, как он умеет добиваться успеха
В девичьем портфолио все немного мягче чем, в аналогичном собрании успехов для мальчика. Девочкам разрешено больше креатива по отношению к оформлению и приложениям. Если дочке угодно приложить недавно связанную ей кофточку для куклы – пусть приложит. В случае с девочкой важно показать, что ребенок развивается и социализируется верно.
Осознает свою гендерную особенность, проявляет мягкость и терпение в общении, обладает усидчивостью, талантом избегать конфликтов, и прежде всего, настроена на поддержку окружающих. Обратите внимание на прилагаемые дочерью фотографии и не пугайтесь, если большая часть из них – ее портреты.
Для девочек это вполне нормальное явление. Еще с малых лет они осознают, что ими любуются. Также при работе над оформлением портфолио, позаботьтесь о том, что бы все было выполнено крайне аккуратно. Аккуратность – одна из главных черт женского характера. Которую, необходимо проявлять всегда, тем более девочке.
Перед тем как приступить к работе по составлению портфолио, ознакомьтесь с выдвинутыми школой требованиями (пусть и минимальные, но они есть всегда). Обычно школьные учителя оговаривают объем портфолио, количество и названия разделов и сроки его сдачи или прилагаемого материала.
Первый раздел – знакомство с создателем папки. Может называться: «Это я», «Немного обо мне», «Приветствие» и так далее. Назвать можно как угодно, главное помнить, что это своего рода вступление призванное познакомить психолога с ребенком.
Здесь стоит разместить, фотографию ребенка и указать общую информацию о нем: имя, фамилию, возраст и так далее. Помните, что если дочь пишет свое имя не Мария Мироновна Сапогова, а Машенька Сапогова, то лучше оставить это так как есть. То, как ребенок называет себя, отражает многое из его воспитания и самосознания.
Здесь же ребенок может рассказать пару слов о себе, своем характере, мечтах и увлечениях. Это автопортрет, разрешено все. Не ограничивайте ребенка, если он хочет сказать, что он весел и беззаботен, не стоит исправлять это на типовую формулировку: «ответственен и коммуникабелен». Ребенку еще рано знать о таких понятиях.
Следующий раздел — «Семья». Называться может иначе, но обязан содержать информацию о семье ребенка. О том, какие отношения внутри семьи складываются у ребенка с мамой и папой или братьями и сестрами. Обязательно позвольте ребенку самостоятельно выбрать фото для данного раздела. Присмотритесь к его мнению о собственной семье, возможно, он страдает или наоборот считает своих родных идеальными. Это поможет вам увидеть своими глазами насколько ребенку комфортно дома.
Затем заполняйте раздел «Друзья». Здесь нужно рассказать о тех с кем дружит ребенок, как давно и насколько крепко. Информация указывается от лица ребенка. То есть, если он считает, что соседский Костик хороший мальчик – это его право. Если вы так не считаете, попробуйте попросить ребенка обосновать свое мнение и многое поймете. Как и во все разделы, необходимо приложить несколько фотографий ребенка с друзьями, выбранных им самим.
Следующий раздел — «Моя школа». Самое время упомянуть о школьных буднях. Здесь можно написать о том, какие предметы больше нравятся ребенку, а какие он хронически не может терпеть и, главное, почему. Это поможет педагогам подобрать подход к ребенку, а вам обеспечить его в большей степени любимыми занятиями. Обязательно прилагать фотографии школьных будней прошедшие контроль ребенка.
Также здесь ребенок может рассказать не только об учебных дисциплинах, но и о творческой деятельности, которую он осуществляет в школе. Возможно, дите поет или танцует в школьном кружке и за это любит свою школу.
После рассказа о школе, самое время поведать всем о достижениях ученика. В этом разделе могут быть грамоты, дипломы и сертификаты об участии в конкурсах, олимпиадах и прочих состязаниях, рассказы о них и свидетельства личных достижений. Например, месяц назад ребенок научился делать бутерброды и хочет об этом рассказать.
Не мешайте ему, возможно, он большую часть своей короткой жизни пытался освоить технологию производства бутербродов в малых количествах. Обязательно нужно приложить фото и, возможно, «трофей» — призовые рисунки, памятные подарки и так далее.
Один из последних разделов это – «мои увлечения». Здесь стоит рассказать о том, чем ребенок занимается вне школьное время. Быть может, девочка прекрасно вяжет крючком или шьет милые игольницы, а сын лепит из пластилина фигурки зверей и птиц. Обязательно необходимо приложить фотографию особо полюбившихся изделий или их сами, если они не занимают много места. А также не помешают фотография самого процесса создания той или иной поделки.
После повествования об увлечениях, полноправно можно завершать рассказ о вашем чудо-ребенке. Пересмотрите портфолио в целом, проверьте наличие всех разделов, и всего о чем хотел рассказать ребенок, в случае недостаточности – необходимо дополнить.
Важно помнить о мнении ребенка. Портфолио – это вовсе не повод манипулировать им. Чем больше свободы, тем яснее картина для психологов и педагогов, тем больше шансов на правильный подход к вашему чаду. Информации не может быть много или мало. Ребенок рассказывает много – отлично, многое умалчивает – возможно, у него есть на то причины, поговорите с ним.
Также обратите снимание на оформление. Стоит помнить, что здесь должна проявляться индивидуальность ребенка, а не родителей. Именно это является важным аргументом при решении вопроса о том, как делается портфолио для школьника. Аккуратность приветствуется, но она не должна стать синонимом родительской работы. Ни в коем случае не принимайте от ребенка отговорки в роде: я не могу или не умею. Это его портфолио, пусть делает его, как может.
Важно помнить о том, что не нужно бояться составления портфолио, ведь, это отличный шанс узнать своего малыша поближе. В этот самый момент он может рассказать то, о чем никогда раньше не делился с родителями. А что касается самих родителей, то для них это реальный шанс доказать своему чаду, что именно они — это главные и самые любимые люди в его жизни.
Вот таким образом, можно решить вопрос по поводу того, как сделать красивое портфолио школьника. Сложного в этом ничего нет, нужно только набраться терпения и включить фантазию.
К записи "Как сделать красивое портфолио школьника?" оставлено 0 коммент.