Главная » Школа » Как разработать свою методику обучения?
20
Nov

Как разработать свою методику обучения?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Разработка собственной методики обучения требует определенных знаний в той или иной области. Опытным педагогам такая задача вполне по силам. Но к разработке методики нужно подходить более чем серьезно, чтобы не допустить ошибок.

Методика — совокупность мер, приемов, форм, методов работы учителя. Это то, на что должен опираться педагог во время проведения занятий. В большинстве образовательных учреждений учителям предлагают воспользоваться уже готовыми методиками. Разрабатывают их такие же педагоги, но для этого существует специальный отдел в Министерстве образования.

Разработка методики обучения тому или иному предмету — довольно сложная задача. Чтобы справиться с ней, человеку требуется определенный опыт, знания. Как правило, к разработке методик допускают педагогов со стажем. Но, при желании, разработкой может заняться любой преподаватель. Далее ему нужно будет представить собственную программу обучения и согласовать ее с некоторыми людьми, которые занимаются оценкой методик. Специальная комиссия может одобрить новый подход к обучению или, наоборот, раскритиковать его, найдя в нем множество недостатков.

Первое, на что следует обратить внимание при создании собственной методики обучения — это обозначить цель. В данном случае она играет первостепенную роль. Целей может быть множество. К примеру, разрабатывая методику обучения детей рисованию, педагог ставит цель не только научить рисовать, но и развить воображение, мышление, трудолюбие. Для каждого урока цель обозначается отдельно. При постановке цели обязательно нужно обозначить возраст детей, на которых ориентирована программа.

После того, как основные цели будут указаны, педагог должен подробно прописать задачи, которые ставит перед собой данная программа обучения. К примеру, учитель рисования, разрабатывая методику обучения своему предмету детей 6-7 лет, может указать такие задачи, обучение ребенка правильному удержанию кисти, ориентировании в цветовой палитре, смешивании красок между собой, правильному нанесению мазков на бумагу.

Далее в разработке собственной системы обучения следует выбрать принципы, которыми должен руководствоваться педагог. Это может быть принцип последовательности, принцип самостоятельности, принцип наглядности, принцип учета индивидуальных особенностей и так далее.

При построении основы собственной методики нужно учитывать дидактические, методические и психологические принципы.

Каждый педагог при разработке методики вправе определиться, что играет большую роль в процессе обучения. К примеру, при разработке методики обучения рисованию вполне можно опираться на принцип самостоятельности и принцип учета индивидуальных особенностей ребенка. Творческие занятия обязательно должны приносить ученикам радость. Рисование развивает воображение, поэтому в данном случае очень важно дать ученику возможность самостоятельно выбирать предмет для изображения или оттенки красок.

Что касается обучения точным наукам, то в данном случае очень важен принцип поэтапного формирования определенных знаний и навыков. Без хорошего и полного усвоения предыдущего материала очень сложно усвоить дальнейший материал.

Самой основной частью новой методики должна стать практическая база. В этой части педагог подробно должен описать, каким образом проводить занятия, где их проводить, кто именно должен это делать. В данной части нужно подробно описать, как именно сформировать у детей определенные навыки, как добиться поставленных целей.

Как правило, разработчик методики должен начать описание практической базы с подготовительного этапа. Подготовительный этап можно начать с тестирования. Педагог предлагает варианты тестов, при помощи которых можно оценить знания детей, их умения. Это очень важно для того, чтобы учитель мог ориентироваться на начальный образовательный уровень своих воспитанников.

Далее нужно подробно расписать планы занятий. Это, пожалуй, самая емкая часть методики. Чтобы написать планы, нужно потратить много времени. В них нужно подробно расписать, как именно проводить уроки, о чем нужно на них говорить, чему учить детей. Если в начале уроков предполагается разминка, это также нужно подробно описать.

Далее следует описать инструменты, необходимые для обучения. Если это урок рисования, то это могут быть бумага, кисти, краски, карандаши. Для урока математики потребуются учебники, ручки, рабочие тетради.

При разработке методики нужно описать рабочее пространство. Разработчику следует указать, в каких помещениях должны проходить уроки. Это могут быть рабочие классы или даже открытые площадки. Для проведения музыкальных занятий, к примеру, может потребоваться музыкальный класс. Также нужно указать на необходимость проведения внеклассных занятий. Это может быть поход в художественную галерею или в музей.

При разработке собственной программы обучения важно указать, на какую целевую аудиторию рассчитаны занятия. Это могут быть классные, групповые, индивидуальные занятия.

Также следует указать, какие кадры могут обучать детей по данной методике. К примеру, уроки математики может вести только педагог определенной степени подготовки. Что касается уроков рисования, то в данном случае также нужно обозначить степень подготовленности педагога. Чем сложнее методика, тем более образованный в том или ином вопросе человек может приступить к обучению на ее основе.

Также необходимо обозначить степень участия педагога в проведении того или иного урока. В грамотно построенных методиках обучения, как правило, есть и занятия при непосредственном участии педагога, и самостоятельные занятия. Чем старше ученики, тем больше они могут выполнять самостоятельной работы.

В занятиях также могут принимать участие сторонние лица. Это могут быть родители, ученики старших классов. Педагогу, составляющую методику обучения, нужно тщательно расписать обязанности каждого человека, принимающего участие в проведении урока. Также необходимо указать методы создания комфортной обстановки, благоприятной для обучения.

В разрабатываемой методике нужно обязательно расписать методы промежуточной аттестации и способы коррекции обучения, в случае обнаружения неудовлетворительного результата. К примеру, это могут быть тесты, опросы, экзамен, контрольная работа. Для учеников младших классов опросы могут быть проведены в игровой форме. Если на основании данных исследований будет установлено, что дети плохо освоили материал, нужно предусмотреть дополнительные занятия. Также педагогом-разработчиком может быть предложено дать ученикам дополнительное задание на дом.

В разработке методики обучения важно прописать систему поощрений. К примеру, для старших классов поощрениями могут служить хорошие оценки. Для младших классов можно предложить раздавать ученикам медали, вырезанные из картона. Тем, кто наберет большее количество медалей, можно выдать похвальную грамоту или поощрить каким-то другим способом. Большинство современных педагогов недооценивают эту часть программы, и очень напрасно. В соответствии с проведенными исследованиями, дети гораздо охотнее учатся чему-то именно при условии хорошей системы поощрения. Им, как и взрослым людям, нужно чувствовать себя оцененными по-достоинству.

В заключительной части методики обучения педагог-разработчик должен обязательно прописать ожидаемый результат и методы его оценки, коррекции. К примеру, для методики обучения рисованию ожидаемым результатом может стать умение учеников рисовать какие-то предметы, пейзажи, смешивать краски. Для методики обучения математике этом может быть умение считать до 10, до 20, складывать, вычитать в уме и так далее. Если поставленная цель не была выполнена, нужно указать, как именно можно это скорректировать.

Напоследок, педагог, разрабатывающий методику обучения тому или иному предмету, должен обозначить, кто может ей воспользоваться. К примеру, это могут быть школьные учителя, студенты педагогических ВУЗов, работники кружков или даже родители, которые желают позаниматься с ребенком в свободное время.

При разработке методики очень важно учитывать современные тенденции в обучении. Иными словами, она должна отвечать последним требованиям. Если же она будет кардинально отличаться от тех методик, по которым проходит обучение в данный момент, придется очень постараться, чтобы доказать ее состоятельность. Важно, чтобы новая программа также не являлась плагиатом.

После того, как методика будет полностью доделана, педагог может пригласить своих коллег обсудить ее за круглым столом. Возможно, при коллективном обсуждении удастся выявить ее достоинства и недостатки наиболее полно. При этом не стоит воспринимать критику близко к сердцу. Именно конструктивная критика помогает развиваться дальше. Учтя самые распространенные замечания, можно несколько отредактировать собственную методику и сделать ее более совершенной.

Далее программу можно представить на суд специалистов. Если в Комитете по образованию посчитают ее интересной и заслуживающей внимания, возможно, вскоре ученики некоторых школ будут обучаться именно по ней.

Несмотря на большое количество уже существующих методик, некоторые педагоги задумываются о том, как разработать свою методику обучения. Обладая необходимыми знаниями и опытом, это вполне можно сделать.

Автор:    

К записи "Как разработать свою методику обучения?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)