Работа учителей состоит не только в преподавании и воспитательной работе, они ежедневно выполняют значительное количество «бумажной работы» — заполняют журналы, готовят конспекты уроков и знакомятся с нормативными документами и приказами, которые регулируют их деятельность.
Анализ работы
школьного методического объединения призван облегчить работу преподавателей,
которая напрямую не относится к их профессиональной деятельности, ведь в нем
заложены обязанности, которые распределяются между учителями. К примеру,
методический отчет учителя начальных классов одинаковый для всех параллелей,
поэтому имеет смысл поручить его написание кому-то одному, а затем просто
скопировать в методическую папку каждого педагога. Такой отчет включает в себя
знание нормативных актов и приказов министерства образования, перечисление
программ, по которым происходит обучение, и указание учебников, то есть никакой
творческой и внеклассной работы, которая могла бы отличаться.
В школе работает
около пяти методических объединений, как правило, они отражают работу учителей младших
классов, гуманитариев, преподавателей точных наук, физкультуры и классной
работы. Иногда сходные специальности могут быть сведены в одну группу, но если
учебное заведение большое, то преподаватели каждого предмета имеют свои
собственные методические объединения. У каждого структурного подразделения
имеется свой руководитель, который подчиняется директору школы или одному из
заведующих учебной частью. Если учебное заведение небольшое, то в обязанности
директора входит контроль за работой руководителей методических объединений, в
специализированных и школах, где количество учащихся большое, они подчиняются
завучам.
В августе, перед
началом учебного года методические объединения проводят первое заседание, на
котором учителя знакомятся с изменениями в процессе обучения, новыми
законопроектами и нормативами. На нем же учителя оговаривают тему, над которой
они будут работать, задания кафедры, оглашают примерный список мероприятий,
таких, как олимпиады, предметные недели и воспитательные мероприятия. Все, что
происходит на заседании обязательно фиксируется в документации, которую ведет
руководитель методического объединения, в ней же отмечается план заседаний на
год и результаты голосований по отдельным вопросам. Если кафедра представлена
десятью и более специалистами, то вводится должность секретаря, в обязанности
которого входит фиксирование происходящего во время заседаний.
Заседания
учителей проходят примерно раз в месяц и на них обсуждаются текущие и
запланированные события, оглашаются списки предстоящих семинарских занятий для
педагогов, конференций и форумов. Все, что происходило в течении учебного года
и является основой для анализа работы методического объединения учителей,
который готовит руководитель и после согласования документа с руководством,
представляет его методисту департамента образования. Отчет методического
объединения начальных классов и классных руководителей, помимо заданий и
результатов за прошедший учебный год, представляют также и наработки в
воспитательной работе, проведение внеклассных мероприятий, экскурсий. Ещё один важный аспект работы именно классных руководителей — проведение гражданско-патриотического воспитания, формирование активного гражданина, гордого и независимого, но способного к кооперации и взаимопомощи.
В итоговом отчете
обязательно должны быть представлены такие показатели, как результаты
выпускного тестирования, мониторинги и промежуточные аттестации, средние оценки по темам в каждом классе, семестровое
оценивание и результаты работы с одарёнными детьми. Поскольку документ
предназначен для дальнейшей отчетности за пределами школы, то в его заголовке
необходимо указать название или номер учебного заведения, количество и ранг
специалистов методического объединения. Если в школе есть молодые педагоги, работающие первые три года,
то об этом обязательно нужно упомянуть в анализе, описать их достижения за период работы и продемонстрировать результаты помощи более опытных коллег.
Помимо отдельной
методической проблемы, над которой работает каждый педагог, у школьного
методобъединения есть и общая задача, которая обязательно должна пересекаться с
методическими заданиями школы. Проблема не должна быть теоретической, а иметь
практические наработки, сборники заданий, упражнений, примеры её решения на
открытых уроках и в рамках школьных мероприятий. Как правило, результаты
совместной работы учителей воплощаются в создании реферата, справочника или презентации,
а затем представляются коллективу школы на педсоветах, городских и районных
выставках педагогического мастерства, различных конкурсах.
Отдельно стоит
упомянуть работу специалистов, какие проходили курсы повышения квалификации или
повышали категорию путем аттестации, они должны представить подтверждающие
документы, сертификаты или грамоты, которые важно указать в отчете. Оригиналы документов, их копии, а также порядковые
номера указывать вовсе не обязательно, все это хранится в папке каждого учителя
и может быть предъявлено по первому требованию, отчет о проделанной работе методического
объединения включает в себя только описание достижений.
Пару абзацев
можно выделить для описания результатов самостоятельного образования педагогов,
это могут быть названия тем и авторских уроков, прохождение онлайн курсов по смежным
специальностям, изучение психологических особенностей поведения детей и
подростков. Тут же можно описать опыт использования работ коллег из других
школ, совместные проекты и творческие группы – такие инициативы всегда ценятся
руководителями и методистами, что повышает престиж школы и её преподавателей. Важно
указывать не только достижения, но и недостатки в работе школьного объединения,
их можно представить в виде списка, где будут указаны способы работы над
устранением недочетов, а также примерные сроки контроля. Завершать анализ
методического объединения на негативной ноте не нужно, в последнем абзаце или
слайде выделяют цели и задачи, поставленные на следующий учебный год, и информируют
об объеме выполнения запланированного за прошедшие два семестра.
Готовить отчет о
работе школьного методического объединения можно как в бумажном, так и в электронном
варианте, последний становится все более популярным и с учетом быстрого развития
коммуникативных технологий, он вскоре станет единственным. Основными преимуществами
электронных отчетов школьных объединений являются быстрый способ передачи
документа и использование мультимедийных технологий. Оформленный в виде
презентации документ позволяет не только включать видео и аудио фрагменты
уроков, но и наглядно демонстрировать работу педагогов путем создания графиков
и диаграмм. Эти способы подачи информации являются наиболее запоминающимися,
ведь представлены все цифровые показатели в виде графических изображений, а не
простого статистического потока.
Ещё одна
положительная сторона использования именно электронного варианта – возможность
продемонстрировать результаты работы не только внутри школы или же методисту,
но и общественности. Информацию можно разместить на сайте школы, где её смогут прочесть
родители учащихся и потенциальных первоклассников, на специальных интернет
ресурсах педагогических работников. Допустимо представление анализа в виде
конкурсной работы, издательства и образовательные порталы не редко дают возможность
педагогам не только делиться результатами отчетов, но и получать за них
всевозможные призы и награды.
Работа школьного методического объединения учителей проводится на протяжении года, но полный анализ деятельности педагогов происходит раз в году, перед началом учебного года. Составляет отчет руководитель методического объединения, который обобщает работу коллег-предметников и представляет результаты в электронном или бумажном варианте.
К записи "Как работает методическое объединение в вашей школе? Полный анализ результатов работы школьного методического объединения" оставлено 0 коммент.