Составление и проведение тренингов – неотъемлемая часть работы психолога в общеобразовательных учреждениях. Она может выполняться и классным руководителем. Как выбрать тренинг для младших школьников, чтобы он дал результат?
Тренинг является комплексом активных групповых методов, которые применяются в процессе воздействия на личность. Процесс этот преобразующий, и его системообразующий компонент – влияние группы на отдельного человека. По категориям тренинги делятся на инструментально-ориентированные и личностно – ориентированные.
Тренинг как форма учебной работы подразумевает под собой помощь в развитии у школьников различных навыков и личностных качеств. Например, если ребенок застенчив, нерешителен, боится слово сказать и стремится к одиночеству, тренинги для школьников по развитию коммуникации помогут ему преодолеть свою робость и научат контактировать с окружающими. Но стоит знать, что психологический тренинг – это особая форма работы с возможностями, правилами и ограничениями. Это присвоение новых навыков, открытие новых возможностей. В процессе проведения тренинга обучающийся занимает активную позицию. С психологической точки зрения тренинг — не что иное, как форма активного обучения, позволяющая человеку самостоятельно сформировать в себе умения по построению социальных отношений, продуктивной деятельности, уметь анализировать возникающие жизненные ситуации и находить их решение.
Тренинг является деятельностным обучением и предполагает рефлексию, возвраты к тому, что не получилось в прошлый раз, повторы. Согласно книге И. Вачкова и С. Дерябо, цель тренинга заключается в освоении определенного вида деятельности. Он рассматривается как форма развивающей работы с детьми. Но построение классического тренинга по всем правилам и законам психологии в школе порой невозможно. Тому существует несколько причин: например, определенная продолжительность тренинга может варьироваться в пределах одного-двух занятий, что не даст особо плодотворных результатов. И состав группы, предполагающий неизменность в классическом варианте тренингов, может меняться, если проводить его в условиях учебного заведения.
Но главный принцип тренинга – открытость. Это условие того, что человек готов к изменениям в своем поведении, сознании, готов развиваться и находить в себе что-то неожиданное, новое. А уровень психологической безопасности в современных школах довольно низкий. Поэтому психологу потребуется совершить невозможное, чтобы правильно организовать и провести тренинг в стенах школы. Это значит, что дети должны приходить на тренинги самостоятельно, без принуждения родителей и педагогов, оставаться после уроков, хранить в секрете от других то, что происходит на тренинге. Такие условия практически невыполнимы.
Но психологи-практики нашли выход. Они модифицировали стандартные тренинги, адаптировали их под реально существующие условия учебных заведений, чтобы применять такие тренинги для всего класса детей раз в неделю, в ситуации низкой психологической безопасности. Этот метод получил название «тренинговые занятия». Тренинговые, так как преследуют цель научения определенному навыку или деятельности, а «занятия» — потому , что чем-то схожи с обычным уроком: по длительности, обязательности и утилитарности. Хоть и сохраняется на таких занятиях отчужденность у детей, но уровень мотивации, ее потенциал достаточно высокий, чтобы учащиеся хотели вновь и вновь бывать на таких занятиях и чему-то учиться.
Какие существуют тренинги для младших школьников? Их достаточно много, и варианты их проведения различны. Из них выделяют три основных метода: групповую дискуссию, игровые методы и психогимнастические упражнения. Существует еще ряд методов. Это и беседа, и игра, и занятия по арт — терапии, и релаксация, и групповая работа.
Например, тренинг по формированию мотивации к учебе у младших школьников предполагает игру, разговоры и релаксацию. Он состоит из 28 занятий и рассчитан на три – три с половиной месяца. Группа набирается из двенадцати человек. Перед набором группы проводятся диагностические мероприятия для выявления психологических особенностей детей. Также диагностика проводится в процессе тренинга и по его окончании.
Есть и такой вариант проведения тренинга, как сказкотерапия. Она подходит как дошкольникам, так и детям младшего школьного возраста. Сказкотерапия дает возможность сформировать у детей нравственные ценности, скорректировать девиантное (отклоняющееся) поведение, помогает в легком усвоении знаний. Тренинг по коррекции общения в основном состоит из игр и бесед. Занятия проводятся в большой комнате, с игрушками, которые может взять любой ребенок. Начинается тренинг с ритуала приветствия, затем каждый из участников называет свое имя, а остальные хором повторяют его. Далее идут различные совместные упражнения, после чего – ритуал прощания. Такие тренинги позволяют учащимся стать более раскованными в общении.
Но наиболее популярны тренинги в форме игры, поскольку у детей младшего школьного возраста игровая деятельность еще является основной формой для познания мира. Согласно Д. Б. Эльконину, игра – это важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма построения отношений. Игры раскрепощают, заражают и увлекают. Поэтому тренинги с младшими школьниками лучше проводить в игровой форме. Если тренинговое занятие – игра проводится на уроке, то это должно войти в привычку, стать системой. Тогда дети усвоят больше материала, полученного на занятиях.
Например, тренинги, где используются различные игры с пальцами и на пальцах, очень нравятся детям. Игра «Воробей» предполагает участие пятерых человек. Растопыренными пальцами дети по сигналу ведущего захватывают пальцы соседа и тянут к себе. Победит тот, кто притянет соседа ближе всего.
Занятия по арт – терапии могут проводиться как в группе, так и индивидуально с каждым ребенком. Они направлены на снятие эмоционального напряжения, коррекцию страхов, формирование навыков общения со сверстниками, умения постоять за себя. Такие занятия должны проводиться не реже, чем раз в неделю. Длительность одного занятия – от 30 до 80 минут, всего курса – от 3 до 12 недель. Для тренингов понадобятся краски, карандаши, глина, песок, в общем, любые изобразительные материалы. Ребенку в таком случае нужно предоставить полную свободу самовыражения. Одна из отраслей арт – терапии – музыкотерапия. Под музыку дети представляют себе, по просьбе психолога, определенные образы, поют и танцуют. Для таких занятий потребуется лишь магнитофон и записи музыки.
Не менее важны и тренинговые занятия для детей с участием родителей. Благодаря им развиваются и корректируются навыки общения и взаимодействия в семье: ребенок учится понимать своих папу и маму, а те, в свою очередь – родного сына или дочь.
С помощью подобных тренингов можно выявить различные аспекты личности детей, развить в них навыки и качества, необходимые в повседневной жизни, скорректировать отклонения в поведении. Также тренинги помогают сплотить разобщенный коллектив, воспитать в детях толерантность по отношению друг к другу, сформировать отношение к миру и самому себе, безболезненно адаптироваться к условиям учебного заведения.
Таким образом, тренинги становятся одними из важных инструментов в работе школьного психолога и классного руководителя. Особенно они помогают в работе с детьми, у которых отмечается агрессивность, негативизм, гиперсоциализация, повышенная тревожность. Существует много вариантов проведения специальных тренингов, их форм и видов. Основная задача психолога или учителя – правильно подобрать систему тренингов для учащихся и грамотно ее реализовать на практике. Уровень тренинга должен соответствовать возрасту обучающихся. Например, игровые формы проведения тренингов в основном рассчитаны на детей в возрасте от восьми до десяти лет, а беседы — на детей от десяти до двенадцати лет. Это тоже стоит учитывать при подборе материалов.
На всем протяжении тренинговых занятий обязательно должна проводиться диагностика и оценка их результатов. Тренинги должны стать путеводителем во взрослый мир для младших школьников, должны помочь им познать себя с новой, неизвестной до этого стороны, открыть новые грани их личности. При этом обстановка тренингового занятия в полной мере должна способствовать расслаблению детей, стать зоной их психологического комфорта. Все необходимые материалы для тренингов и занятий должны быть в наличии. По желанию вместе со своими детьми на занятиях могут присутствовать и их родители. При соблюдении всех правил создания и проведения тренинговых занятий дети смогут раскрыть в себе доселе невиданный потенциал, научиться различным видам деятельности, получить знания, умения и навыки, которые в дальнейшем помогут в их дальнейшей социализации и адаптации в обществе. В этом и состоит функция тренинга как формы учебной работы в общеобразовательных учреждениях.
Тренинг – важный способ понять детей, научить чему-то новому, развить у них множество функций. При работе с детьми школьные психологи подбирают тренинговые занятия в зависимости от того, что необходимо развивать на данном этапе.
К записи "Как проводится тренинг для младших школьников?" оставлено 0 коммент.