Каждый человек хочет, чтобы его труд доставлял ему радость, удовлетворение и, конечно же, достаточно материальных средств. Ради этого, многие готовы поменять свои привычные «нагретые» рабочие места на более оплачиваемую работу.
Чтобы работа доставляла удовольствие с самого первого рабочего дня, нужно ещё в учебные годы правильно выбрать профессию. Ещё несколько десятилетий назад выбор правильной и интересной профессии был особенно трудным решением для молодых людей. Так как, окончив среднюю школу, перед выпускниками открывалось много перспектив, но многие терялись в этом разнообразии и учились там, где им было удобнее или там, куда поступали друзья. На сегодняшний день, думать и принимать решение в отношении дальнейшего образования можно ещё учась в школе. С этой целью в большинстве школ и учебных заведений была введена программа, позволяющая каждому старшекласснику определиться, куда поступать, и на кого учится. Такая профессиональная подготовка в школе также позволяет учащимся познакомиться с теми профессиями, о которых они почти ничего не знают или поступление, на которые вызывает много вопросов.
Перед педагогом, который преподает учащимся этот предмет стоит несколько задач, которые требуют теоретических и практических знаний.
Первая задача, требует от педагога проведения дополнительных исследований – то есть нужно как можно подробнее изложить учащимся виды профессий и их особенности. Важно описать как все хорошие стороны профессии, так и трудности, с которыми можно столкнуться, работая в данной сфере.
Вторая задача, требует от преподавателя наблюдательности, а именно, ему нужно будет внимательно наблюдать кто из учеников, чем интересуется. Нужно как бы каждого ученика «изучить» — узнать его личные особенности характера, склонности и профессиональные интересы. То есть нужно быть не только педагогом, но и психологом. Возможно, есть то, чем учащийся с удовольствием занимается в свободное от школы время. Помощью в этом может послужить общение с другими педагогами, так как каждый из них знает определённые стороны характера каждого ученика и могут обратить внимание на что-то незаметное с первого взгляда.
Третья задача, требующая терпения и сосредоточенности — это консультация каждого ученика по вопросам, которые связаны с его выбором профессии и продолжением образования. В решении этого вопроса помогут различные мероприятия, посвященные умениям и навыкам.
Так как профессий существует более 6500, ясно что на изучение каждой из них уйдет очень много времени и сил. Также одному человеку невозможно изучить каждую из них досконально. Поэтому каждый учитель должен отобрать те профессии, которые более практичные и полезные обществу. Для этого нужно определить какие рабочие отросли более востребованные в данной местности, какое трудовое обучение уже проводится в учебном заведении, где проходят обучение дети и какие есть учебники, на соответствующие темы. После этого можно примерно определить, на что нужно обращать особенное внимание учеников.
Организация профессиональной подготовки, это задача, стоящая перед всей школой. Но, основной формой обучения являются уроки, полностью посвященные этой теме, поэтому учитель, преподающий этот предмет, должен относиться к этому серьёзно. Он должен, всегда иметь свежую информацию в преподаваемых областях, так как него зависит эффективность усилий всей школы. Так изучаемый школьниками материал уже распределён на определённые области: литературу, физику, географию, математику и другие. А от учителя профессиональной подготовки требуется помочь учащимся углубить познания понравившегося предмета, для получения дальнейшего образования. Каждый урок должен проходить на высоком уровне, что поможет ученикам получить определённый объём знаний и расширит творческий кругозор. Во время урока и во время внеклассных занятий нужно раскрывать факты из жизни ученных и инженеров.
Важно научить школьников не только что-то читать, но и осмысливать прочитанное, рассуждать и критически оценивать предлагаемый материал. Это поможет учащимся наглядно увидеть ценность любого труда, а также пути достижения определённых целей и то, какие можно ожидать падения и неудачи. Также при изучении самого предмета, например физики, нужно обсуждать, какие профессии связаны с ним и где изучаемый материал может пригодиться. Во время уроков важно решать различные задачи, которые помогают увидеть практичную пользу знаний и их дальнейшее применение в жизни. Также на протяжении всего учебного года проводятся различные олимпиады и конференции. Посылая на них учащихся, которые постоянно стремятся к познаниям и успешно справляются с поставленными задачами, школа помогает старшеклассникам сделать вывод относительно выбора дальнейшей профессии. Ещё можно прокручивать видеоролики, учебные передачи и диафильмы, которые помогут увидеть ценность выбранных профессий, или наоборот показать учащимся скрытые опасности. Эта информация поможет выпускнику всё взвесить и прийти к правильному решению, без лишних эмоций.
Во многих школах существуют определённые классы и кабинеты, в которых учащиеся свободно могут усовершенствовать приобретённые умения и на практике проверять новые познания. Это могут быть столярные, швейные и автомастерские, а также компьютерный класс. Кроме того, чтобы ученики могли увидеть сплоченную работу тех, кто уже работает по выбираемой ими профессии, можно провести экскурсию на одном из таких предприятий. Также можно пригласить на один из уроков специалиста, который мог бы изложить суть определённой профессии и связанные с ней требования. А для того, чтобы материал закрепился на долгое время и его хорошо обдумали, можно поручить каждому ученику, написать реферат. В нём каждый может описать предпочитаемую профессию, её цель, преимущества и возлагаемые обязанности. Даже мероприятия, носящие развлекательный характер должны помочь школьникам вынести какие-то уроки.
Также профессиональная подготовка школьников во многом зависит от классного руководителя. Было замечено, что ещё в раннем возрасте дети проявляют интерес к различным профессиям и, приходя в школу, они начинают получать об этом определённые знания, что немного удовлетворяет их любопытство. А в подростковые годы им самим хочется сделать что-нибудь полезное. На протяжении всего этого времени классный руководитель может направлять все подобные стремления в правильное русло. Также было замечено, что человек применяет что-то на практике быстрее, если пришел к данному выводу самостоятельно. Зная это, классный руководитель может логически и откровенно размышлять с учениками о пользе выбираемых профессий. Кроме этого, при обсуждении какой-то профессии, он может побудить учеников делиться теми знаниями, которые они обрели при самостоятельном исследовании.
Итак, организовывая профессиональную подготовку для учащихся, педагогам важно всё обдумать и правильно подготовится. Так как это повлияет на дальнейший выбор профессии учащихся старших классов и их цели.
К записи "Как организовать профессиональную подготовку в школе для учащихся?" оставлено 0 коммент.