Самая важная задача в каждой современной школе – это сформировать такую систему обучения для учащихся, которая будет удовлетворять потребностям каждого школьника, при этом учитывая его возможности, способности и склонности.
Школа, в свою очередь, должна помогать осваиваться ребенку на новом месте и создавать более благоприятные условия для того, чтобы он быстрее развивался и самосовершенствовался. Педагог-психолог должен быть в каждой современной школе – это нужно для того, чтобы помочь школьнику в развитии образовательного процесса и общении со сверстниками.
К основным видам деятельности школьного психолога относятся: психологическое просвещение, психологическая профилактика, консультирование психологом, психодиагностика, психокоррекция, работа по развитию ребенка.
Анализ работы школьного психолога: сохранить здоровую психику ребенка и создать благоприятные условия личностных качеств школьника, помочь в выборе жизненного пути, работать как с учащимися, так с родителями и учителями.
План работы школьного психолога, с помощью которого решается множество задач: исследование индивидуального развития школьника на разных этапах его жизнедеятельности, решение проблем и оказание помощи, анализ возрастных особенностей учащихся, диагностика мышления у детей (проверка памяти, внимания) .
Если же диагностика мышления выявила некоторые проблемы, то с ребенком проводятся коррекционные работы. Коррекционная работа включает в себя различные игры с детьми, а в зависимости от возможностей проводят психологические тесты с помощью рисунков. Также педагог-психолог обязан участвовать в проведении классных часов, кружков, а еще составить на каждого учащегося психологическую характеристику. С помощью такой характеристики можно узнать многое о семье, в которой живет ребенок, о его интересах и увлечениях.
В школе ребенок становиться личностью, получает первый опыт общения со сверстниками и педагогами, усваивает множество знаний. Именно в таких случаях необходимо работать всем вместе: учащийся, педагог, родители и психолог. Только лишь при взаимном принятии решения можно достичь результата.
Многие люди думают, что психолог проводит лишь тесты для изучения психологического состояния детей, но это не так. Главной целью психолога служит создание для учащихся благоприятных жизненных позиций и выбор систем этих условий. Если же психолог и педагогический коллектив работают слаженно, то у ребенка формируется собственное Я и уверенность в себе.
Очень многие ситуации зависят именно от психолога, насколько точно он смог определить причину той или иной проблемы. Педагог-психолог без особого труда сможет выявить причину неуспеваемости и агрессивности учащихся. В таких ситуациях и приходится работать с родителями, которым обязательно нужно идти на контакт с психологом.
Задача психолога состоит в том, чтобы не решить проблему, а объяснить ее и найти пути решения той или иной ситуации. Помочь же в решении проблемы могут только родители, учителя и другие близкие, которых очень ценит и уважает ребенок.
На самом деле все родители, когда у ребенка появляются проблемы, думают, что это школьная проблема и она никак не относится к ситуации в семье, например, развод родителей, различные ссоры и другое. В таком случае психолог работает не с одним ребенком, а именно с ребенком и родителями.
Программа работы школьного психолога индивидуальна, она подразделяется на начальные классы, средние и старшие.
Работа с 1,2, 3 и 4 классами:
Каждый ребенок, который идет в первый класс попадает в новую среду и адаптироваться ему становится очень трудно. Ему приходится общаться с новым людьми, получает много новой информации, которую, в свою очередь, необходимо переработать.
Именно из-за привыкания ребенка к новой среде необходимо поддерживать психологическое состояние, следует устанавливать определенные рамки между старшими и младшими. Психолог в каждой школе обязан установить, кем является ребенок по темпераменту – это определяется с помощью беседы с поступающим.
Для того, чтобы выявить причины раздражительности у ребенка, необходимо использовать тест Люшера, который проводится на уроках рисования или труда.
Одной из причин раздражительности является неустойчивые отношения со взрослыми, например, с родителями. Именно поэтому обязательно нужно проводить с детьми 1,2, 3 и 4 классов такие тестирования, как: диагностика страха у ребенка, самооценка, неоконченные предложения, примерно 15-20 предложений, рисунок семьи, несуществующее животное и многое другое.
Работа с 5,6, 7 классами:
В 5,6 и 7 классах необходимо направить работу на поддержание психического состояния. В этом случае можно воспользоваться такими методами и тестами:
·Методика самооценки поможет выявить, что представляет из себя ребенок, как у него самооценка (заниженная, завышенная или адекватная) .
·Также самооценку можно определить по тестам Айзенка, узнать уровень агрессивности школьника.
·С помощью теста Равена можно определить развитие невербального интеллекта.
·Такой тест, как «Склонность к творчеству» выявит любопытство, упорство и сильные стороны человека.
Работа с 8-11 классами:
Со старшими классами продолжается работа по самопознанию с использованием следующих тестов.
·Тест «Типы отношений с окружающими». Он помогает определить уровень отношений: авторитарный, эгоистичный, дружелюбный, подозрительный, агрессивный.
·Гербачевский придумал опросник «Мотивации», который позволяет установить структуру мотивации: познавательный, внутренний, избегания, самоуважения и некоторое другое.
·Тест «Типы мышления» определяет логику, интуицию.
·Тест «Штур» оценивает интеллектуальные способности учащихся и уровень развития логического мышления.
Что такое консультирование? Консультирование – это нечастые встречи с родителями ребенка или учителем, по поводу трудной ситуации. Задача психолога – поговорить с родителем или учителем, рассмотреть ситуации, высказать свое мнение по сложившейся ситуации, дать рекомендации по оказании помощи. Посещение психолога является конфиденциальной и выносить ее за пределы строго запрещается.
Проведение тренингов – также входит в работу психолога в школе. Тренинги по виду бывают совершенно разными, например, тематические, которые направлены на выявление той или иной проблемы; регулярными, которые развивают определенные психологические навыки. Для детей младших и средних классов обязательно нужны такие тренинги или групповые работы, которые помогают решить различные проблемы.
Уроки в кабинете у психолога должны отличаться от обычных школьных занятий. Ведь здесь можно воспользоваться различными играми, тренингами и семинарами, которые очень нравятся всем учащимся.
Нежелательно, чтобы в одном классе со всеми детьми проходила психокоррекция или психотерапия. Но иногда сделать это индивидуально невозможно, потому что не хватает специалистов.
К записи "Как написать анализ работы школьного психолога: обязательные пункты" оставлено 0 коммент.