Современная система образования сегодня претерпевает значительные изменения. Дистанционное обучение, электронные дневники – вот несколько новшеств, которые подарил нынешним школьникам технический прогресс.
Однако коснулся от не только учащихся, а и самих учителей. Всю информацию, которую необходимо растолковать школьникам, теперь не обязательно конспектировать и монотонно рассказывать на уроках. Все может быть гораздо интереснее, если учитель решится проводить свои уроки с помощью презентаций – современного и кардинально нового метода преподавания.
Что такое презентация? Фактически, это наглядное предоставление всей необходимой информации и воспроизведение ее с помощью электронных носителей. Конечно, таким методом обучения могут воспользоваться и родители, дабы самостоятельно привить своему ребенку определенные знания. Однако предпочтительнее будет, чтобы презентации были неотъемлемой частью учебного процесса.
Как правило, презентации для школьников составляет сам учитель, исходя из собственного видения предмета, особенностей школьной программы и учебного плана в целом. Презентации могут существенно разниться между собой, однако переоценить их значение будет достаточно сложно. Каждая из них может стать достаточно ярким воспоминанием школьника о своих учебных летах, если же и учитель подойдет к этому вопросу творчески.
У большинства детей существенно развита именно зрительная память, опираясь на которую, он и постигает все необходимые для себя навыки. Правильно сделанные презентации будут в этом случае идеальным помощников.
Учитель должен четко осознавать, что презентация – это отнюдь не замена систематического обучения, а всего лишь один из его неотъемлемых компонентов. Допустим, каждом из изучаемых предметов, есть раздел, полностью понять который будет крайне сложно. Презентация поможет разложить все по полочкам, расположить весь материал в простой для понимания форме. Такой метод прекрасно развивает абстрактное мышление, позволяет с легкостью понимать даже самые сложные моменты. Впоследствии такая методика сыграет для школьника не последнюю роль, ведь отныне он сможет делать подобные схемы для себя и самостоятельно.
Однако для того, чтобы правильно составить презентацию, учитель должен руководствоваться несколькими правилами. Правилами, которые помогут сделать презентацию максимально полезной и интересной.
Первое, с чем необходимо определиться – это проблема, которая будет освещаться в данной презентации. Она может нести исследовательский, научно – познавательный или же просто повествующий характер. Самое главное, чтобы представленный вопрос всерьез заинтересовал школьников, вселил в них желание в значительной мере углубить свои знания. Не стоит стремиться осветить в небольшом докладе сразу несколько принципиально разных вопросов. Идеальная презентация – это доклад на 10 – 20 минут, в полной мере дающий ответы лишь на один вопрос. Или же, как вариант, это может быть общее освещение изучаемой темы.
Маленькие дети достаточно чутко реагируют на яркие краски и цветные объекты, которые попадают в их поле зрения. Таким объектом может стать и школьная презентация, если, конечно же, учитель всерьез потрудится над ее оформлением. Яркие краски, привлекательный фон, возможно, добавление комических картинок – для младшеклассников такие мелочи играют не последнее значение! Исследования показали – именно яркие и привлекательные краски заставляют ребенка тянуться к представленному материалу, стремиться познать его и даже по возможности понять. Со временем, конечно же, такое восприятие уйдет в далекое небытие, однако произойдет это не раньше, чем младший школьник перейдет в среднюю школу.
Второй и не менее важной частью создания проекта является планирование действий, методов решения задач, представленных в первой части. Обозначив все насущные проблемы, преподаватель должен предоставить и методы их реализации.
Нелишним будет и предоставление разработки таких методов и самими школьниками. Однако сделать это они должны исключительно в конце проекта или же в качестве домашнего задания. Так, в частности, такое задание может плавно перерасти в третий этап, на протяжении которого учащие смогут послушать своих сверстников, заранее подготовивших свои доклады.
В довершение своего проекта, учитель должен подвести итоги своего выступления, выявить плюсы и минусы проведенной работы, указать моменты, которые требуют тщательной доработки. Возможно, у школьников возникнут вопросы или же предложения – учитель должен учитывать и этот момент и, безусловно, оставить на них время.
Все, представленные выше правила – всего лишь необходимый базис, который должен быть в любой презентации в обязательном порядке. Его дальнейшее расширение остается полностью на усмотрение учителей.
Так, в частности, нудная презентация может быть разбавлена занимательными картинками или же соответствующими теме видеороликами. Младшие школьники не переносят нудных повествований или же монотонных лекций. Для них такие уроки – всего лишь однообразное проведение времени, из которого невозможно вынести ничего полезного. А ведь самая прямая задача каждого учителя – заинтересовать своих подопечных, привить им любовь к знаниям. И делать это нужно исключительно в легкой игровой форме. Исходя из предпочтений своих учеников, учитель может выбрать, какой из видов презентаций, существующих на сегодняшний день, придется его ученикам по душе.
Для самых младших школьников можно выбрать и главного героя, активно присутствующего на каждом из слайдов. Им может стать мультипликационный персонаж или же герой популярного фильма. Самое главное, чтобы выбранный герой вызывал у школьников интерес и уважение.
Один из самых популярных видов – это практический или же практико – ориентированный проект. Его запросто можно применять в условиях конкретной школы, района или же целого города. Школьникам такие вещи рассказываются исключительно в ознакомительных целях или же для того, чтобы вовлечь их в тот или иной проект. Большинство таких программ находится в стадии разработки и требует внесения значительных поправок. Кто знает, возможно, именно свежий взгляд заинтересованного школьника и сможет сдвинуть дело с мертвой точки.
Еще один, достаточно популярный вид презентаций – те, что имеют исследовательскую подоплеку. Как правило, отчитываться о проделанной работе может и сам учитель, проведя ряд тематических исследований. Однако не исключен и вариант, при котором в разработку были вовлечены и сами школьники. Результаты работы своих сверстников наверняка придутся по вкусу всему классу. Возможно, некоторые из них даже захотят поучаствовать в подобном мероприятии и самостоятельно.
Задание учителя в этом случае – показать, насколько интересным и увлекательным может быть изучение представленного вопроса, особенно, если заниматься им сообща – заручившись поддержкой своих одноклассников.
Крайне трудоемкой, однако, и той, что вызывает наибольший восторг, будет ролевая презентация. При ее создании необходимо будет задействовать сразу несколько действующих лиц, привлеченных со стороны. Ими могут стать и учителя, и родители, и даже учащиеся старших классов. Разыгрываемые ими сценки непременно должны подходить к изучаемой теме, но, при этом, и не упускать юмористического ключа. Весь урок должен пролететь буквально на одном дыхании! Причем как для самого учителя, так и для его учеников! Здесь нет особенных требований или же критериев оценивания. Учитель может представить свой проект именно так, как это видит исключительно он.
Еще одним, достаточно простым и в тоже время занимательным видом презентаций является творческий проект. Это может быть и обобщающим уроком по прочитанным темам и дополнительным материалом, который учитель пожелал прочесть своим ученикам. Такой вид обучения предполагает и игровой момент, принять участие в котором запросто может любой желающий.
Конечно, уместить все возможности такого проекта во временные рамки школьного урока будет практически невозможно. А, значит, единсвенно верное решение – перенести такое мероприятие на внеурочное время.
Цель презентации, подготовленной учителем, нести и исключительно информационный смысл. Углубленные знания по одной из представленных тем или же несколько интересных фактов – какую именно информацию преподнести также остается на усмотрение учителя. В конце такой лекции могут стать и выступления школьников, предварительно подготовивших доклад по одной из понравившихся тем. Кроме того, решаясь провести презентацию, учитель должен оставлять время и на коллективное обсуждение темы, которое обычно проводится после выступления. Кроме того, необходимо оставить время и на задание вопросов, которые могут возникнуть у школьников. Исходя из этого, наиболее удачное время для проведения презентаций – это конец учебного дня.
Станет презентация прекрасной находкой и для тех учителей, кому предстоит провести открытый урок. На представляемые слайды можно вывести необходимые тезисы, структурированные схемы проведения урока или же основные понятия. Отметят прогрессивность педагога и наверняка и проверяющие – вещь найти педагога, общающегося с компьютерами на ты на сегодняшний день достаточно сложно.
Презентации для младших школьников – это беспрецедентное новшество на отечественном рынке, не известное до недавнего времени. К ним отнеслись с недоверием, их введению всячески сопротивлялись. Однако технический прогресс, все же, взял свое. Всевозможные презентации сегодня – неотъемлемая часть любого урока. А вот будут ли они интересными и познавательными – зависит исключительно от стараний учителя.
Его основная задача – не перегружать своих подопечных ненужной или же чересчур сложной информацией не приводить фактов, которые еще не может правильно воспринять детский мозг. Ученики младших классов – достаточно специфический контингент, требующий к себе особого подхода. Для их обучения должно использоваться максимум игр и развлекающих методик. И только с таким подходом можно создать по – настоящему интересный и увлекательный урок. Тот, который непременно захочется повторить.
Однако на этом возможности для учителя не заканчиваются! Прекрасный вариант – привлечение к проведению таких уроков и самих школьников. Конечно, в столь нежном возрасте справиться самостоятельно с таким заданием им будет достаточно сложно. , однако на помощь уже готовы прийти родители и учителя. Главное здесь – выбрать ту тему, заниматься которой школьнику будет крайне интересно. Для этого, конечно же, необходимо будет обсудить этот вопрос с ним, понять, что именно интересно вчерашнему ребенку. Для более эффективного результата школьников можно объединять в группы, работающие над общей проблемой. Такая практика не только даст более интересный результат, а и поможет детям освоить навыки коммуникабельности, найти себе новых друзей, да и просто подружиться со сверстниками. Мозговой штурм полезен даже в столь юном возрасте! И любовь к такому труду необходимо прививать с самых ранних лет.
Конечно, для многих учителей будет достаточно проблемно смириться со стремительно ворвавшимися в их жизни техническими новинками. Для многих это может показаться даже совершенно невозможным! Однако, если присмотреться, дело обстоит совершенно не так.
Освоение технических новинок, безусловно, займет некоторое время, однако и результат этих трудов не заставит себя ждать!
На некогда скучные и однообразные уроки, теперь дети будут бежать с огромной радостью, зная, что учитель приготовил для них нечто интересное! А ведь именно это и является лучшей наградой для учителя!
К записи "Как делать презентации для младших школьников?" оставлено 0 коммент.