Главная » Школа » Изучение фольклора в школе: пословицы, поговорки, прибаутки
23
Nov

Изучение фольклора в школе: пословицы, поговорки, прибаутки

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447

Если сравнивать детство человека и человечества образно, то станет понятно, что фольклор – это сказки из детства человечества. Да, примитивные, но и самые мудрые, которые подсказывают, как не оступиться и вести себя правильно.

Именно они позволят подрастающему человечку наиболее полноценно понять разницу между добром и злом, разумным и глупым, правильным и неправильным, ну и конечно, как же обойти вниманием Свет и Тьму.

Возраст ученика первых классов – благодатная почва для посева семян, и, если упавшие зерна были плохого качества, то можно ли ожидать благодатных, богатых всходов, которые, созрев, принесут пользу не только конкретному человеку, но и обществу в целом? Именно поэтому столько значения придается нравственному, моральному и этическому воспитанию школьников на самых первых и последующих этапах обучения и почти совсем взрослой общественной жизни.

Человеку для взросления отведен довольно большой отрезок его жизни, и, как и многие представители класса млекопитающих, многое человек постигает в этот период в процессе игры. Не исключено и необходимо выполнение уроков, направленных на развитие памяти и логики, но ребёнок в младших классах лучше всего воспринимает информацию именно в игровой, увлекательной форме. Отличным средством могут послужить прибаутки для школьников, когда надо не просто зазубрить новую информацию, но и связать её с определенными действиями либо обстоятельствами.

С самого раннего детства человека сопровождают плоды народного творчества: колыбельные, сказки и сказания, частушки, потешки, прибаутки. Многое из этого влияет едва ли не на подсознание, когда ребёнок ещё не до конца понимает, что значит то или иное слово. И, тем не менее, воспринимает вполне адекватно, правильно. Например, каждый может вспомнить сказки про бычка-смоляного бочка, кошку, у которой сгорел дом и многое другое. Что заставляет малышей понять, кто плохой, а кто хороший в этих жемчужинах народного творчества?

Доступность понимания, максимализм действий, изложенный в нереальном, игровом варианте. Но, фольклор в школе – это уже переход на иной, более сознательный и глубинный уровень, когда ребёнку приоткрывается кладезь народной мудрости, ценностей, которые не зависят от ежеминутной обстановки в государстве.

Изучение фольклора возможно не только на уроках литературы и языка, не менее полезно, когда на помощь в столь тонком деле приходит изобразительное искусство. Причем, в равной степени взрослых и самих детей. Например, для детей младшего шкльного возраста немаловажное значение играет, если стены помещений, где они обучаются, расписаны сказочными героями, сценами из знаменитых сказок, например, А. С. Пушкина.

Подобный подход позволит ребёнку не только обратить внимание на рисование, но и логически вычислить, о каком герое идёт речь на рисунке? Кто автор произведения и о чём говорится в нём? Оформляя кабинет плакатами и стенгазетой с сюжетами и фразами из народного фольклора, ученики средних и старших классов не только для себя, но и для всех окружающих формируют общественные требования к определенным нормам поведения.

Например, некоторые пословицы призывают к здравому разуму, рассудительности, этичному поведению и усердности в работе. К ним относятся: не плюй в колодец: пригодится водицы напиться, и аналогичные поговорки. А также: не место красит человека, а человек красит своё место, и аналоги. Работа – волк: всё в лес норовит убежать; волков боятся – в лес не ходить, а так ведь обидно трусом прослыть и т. п. Как видно, пословицы, поговорки, потешки приводят примеры отрицательного и хорошего поведения.

Например, прибаутка про сороку-вороку и её пятерых детей: ребёнок должен сам сделать несложный вывод о неправильном поведении последнего сыночка-мизинчика. И, соответственно, вынести для себя определенный опыт: маме и папе необходимо помогать, иначе каши не видать. Об этом же речь и в поговорке «Под лежачий камень вода не течёт». Интересно, что, не смотря на различия в менталитете, во многих сказках мира, сочинённых авторами разных национальностей, прослеживаются одни и те же мотивы, призывы к действиям и поведению.

Итак, в жизни каждого человека огромную роль играет фольклор. Сказания и прибаутки, сказки и байки – огромная обучающая база, заключённая в стихотворное игровое оформление, доступное сознанию ребёнка.

Автор:    

К записи "Изучение фольклора в школе: пословицы, поговорки, прибаутки" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)