Вниманию школьников уделяется особое требование, ведь каждому ученику нужно уметь внимательно слушать излагаемую информацию на уроке, причем не только интересную, но и нужную.
Для младших школьников характерным является непроизвольное внимание, связанное напрямую с интересным, наглядным. Вполне возможна ситуация, когда маленький ученик пропускает все существенное и обращает внимание на что-то незначительное, именно это объясняется особенностями эмоциональной стороны психики ребенка.
По своему объему, внимание школьника ограничено на 2-3 объектах. Причем распределяет это внимание ученик еще с особым трудом. К примеру, сосредоточившись на правильности написания, ребенок может забыть о правильности положения тела и так далее.
Недостаток в развития произвольного вида внимания может привести к образованию поверхностного восприятия. Наблюдать подобное явление можно на уроке чтения, когда ребенок, увидев только часть слова, начинает угадывать его, не улавливая всей его основной целостности. Отсюда неправильное чтение.
Младших школьников от дошкольников отличает значительно быстрое развитие произвольного внимания. Во время учебы ученикам приходится проявлять немало усилий, чтобы не отвлекаться от задания, тем более, если брать во внимание тот факт, что учеба не всегда вызывает интерес. Но ученику уже под силу проанализировать свою работу и сделать вывод о том, что рассеянность во время урока приводит к снижению успеваемости. Такой вывод может послужить хорошим стимулом для проявления внимательности. И если ученик начнет следить за своей работой и будет стараться быть более внимательным, то со временем это усилие обернется выработанной привычкой, которая так важна во время учения.
В работе над воспитанием непроизвольного внимания нужно выработать умение слышать, видеть, замечать, наблюдать, причем все это должно получаться без трудностей и лишних усилий. Чтобы развить такие качества, взрослым необходимо с раннего возраста учить подмечать окружающую действительность, делать выводы и так далее.
В школьном возрасте главными условиями для проявления произвольного внимания являются интерес и эмоции, которые могут помочь сделать учебу более интересной и привлекательной. Все это зависит от преподаваемого материала, а также от способа его преподнесения ученикам. Важно помнить, что именно наглядность на уроке играет решающую и самую главную роль. Использование картинок, муляжей, проведение опытов, опора на личный опыт ребенка производит особое влияние на эмоции школьника, отсюда и проявление должного интереса, которое напрямую связано с непроизвольным вниманием, нужным в младшей школе.
Помимо всего, учителям не стоит забывать о том, что кроме наглядности в учебе малышей должна присутствовать игра. Именно во время игровых занятий ребенок лучше всего развивает все процессы (память, внимание, воображение, мышление) . Также игры можно использовать в совокупности с материалами, например, игры с предметами, настольно-печатные игры или словесные игры, которые представляют самую сложную категорию развития ребенка. Именно словесные игры связаны с восприятием предмета, здесь ребенку необходимо уметь использовать свои представления. Такие игры развивают мышление школьника, учат его самостоятельным рассуждениям, умозаключениям.
Какие игры на внимание для школьников можно использовать на уроках или после них? Существует большая коллекция различных игр и заданий, которые направлены на развитие определенных процессов в головном мозге ребенка. Использование игр и заданий на уроке поможет сделать его более интересным и привлекательным, а также развить у ребенка определенный процесс.
Но для того, чтобы использовать определенное задание на внимание для школьников, нужно точно знать, как его провести и оценить результат игры.
Примеры игр и заданий, направленных на развитие у школьников внимания.
Магазин зеркал. Цель: развивает наблюдательность, внимание и память.
Описание: необходимо в точности повторять движения ведущего, в роли которого может быть взрослый человек или ребенок.
Проведение: взрослый рассказывает детям историю про обезьянку, которая попала в магазин зеркал, где свое отражение приняла за других обезьянок. Покорчив рожицу, погрозив кулаком, обезьяна получала тот же результат в ответ. Взрослый предлагает поиграть в игру, где ведущий будет обезьянкой, а остальные будут выполнять роль зеркал.
Слушай команду. Цель: развивает произвольное внимание.
Описание: необходимо в точности выполнять движения, которые ведущий будет произносить шепотом. Выполнять нужно только спокойные действия. Задание направлено на то, чтобы приучить детей действовать в точности с инструкциями.
Проведение: дети встают в круг и двигаются под включенную музыку, когда музыка останавливается, ведущий шепотом произносить команду, а дети ее выполняют.
Выкладывание палочек. Цель: развивает произвольное внимание, мелкую моторику пальцев.
Материал: счетные палочки и изображение необходимого узора.
Описание: ребенок должен выложить из палочек узор, точно по образцу. Задание можно усложнять, путем изменения узора, применения большего количества палочек.
Найди лишнее. Цель: развивает мышление и способствует увеличению объема внимания.
Материал: картинки с изображением различных предметов.
Описание: ребенок должен найти лишнее изображение следи представленных ему картинок. Для развития еще и речи желательно спрашивать у ребенка, почему он сделал именно такой выбор.
Важно, чтобы ребенок умел объяснить свой выбор, а не делал выбор на бум, просто перебирая и предлагая правильный вариант ответа. В задание возможно усложнение, уменьшая или увеличивая количество картинок.
К записи "Игры и задания на внимание для школьников: лучшие словесные игры!" оставлено 0 коммент.