Если ребенок отстает от школьной программы и не успевает овладеть тем материалом, который изучают его сверстники, то в таких случаях можно говорить о неуспеваемости ученика. В чем же причины непонимания учебной программы?
Среди родителей и учителей распространено мнение, что основной причиной неуспеваемости детей являются недостаточные умственные способности или нежелание получать знания. Но часто сами преподаватели не могут правильно построить урок и преподнести новый материал, что и сказывается на качестве детского восприятия. Многие педагоги игнорируют инновационные методы обучения, предпочитая объяснять новый материал по старым требованиям. Такой подход к преподаванию часто приобретает противоположный эффект.
Психологи выделяют две основные причины неуспеваемости младших школьников: недостаток познавательной деятельности и недостаточная мотивация детей. Первая причина проявляется в непонимании учеником учебного материала, вследствие чего школьник отстает от программы, неправильно усваивает темы и не способен выполнять соответствующие учебные действия. Это возникает из-за недостаточного развития мыслительных процессов ребенка. Попадая в непривычную для себя сферу, младший школьник не может самостоятельно выбрать правильные методы работы, что в будущем усложнит обучение или навсегда отобьет интерес к учебе. Вторая причина неуспеваемости зависит от правильной мотивации. Педагог и родители должны так объяснить ребенку пользу обучения, чтобы у последнего возникло желание получать знания.
Кроме этого, родители своими действиями, а именно нравоучениями, чрезмерной строгостью или безразличием убивают в своем чаде самостоятельность и самоуверенность, внушают чувство неполноценности. Распространенной проблемой является неправильная оценка учителем характера и способностей ученика, что вызывает большие проблемы в обучении и восприятии материала.
Успешная коррекция неуспеваемости в большей мере зависит от преподавателя. Очень важно помочь младшему школьнику приспособиться к новому образу жизни и новым обязанностям. При этом ребенок не должен ощущать угнетение, ухудшение самочувствия, самооценки или настроения. Во многом приспособление ребенка к учебе зависит от учителя. Педагог должен уметь определять и учитывать умения и способности всех детей, а также правильно организовывать индивидуальную, коллективную и домашнюю работу. Так, например, очень эффективным способом в решении такой причины неуспеваемости школьников, как плохое восприятие материала, считается коллективная работа. Педагог дает детям возможность сплотиться и работать небольшим дружным коллективом. Такой подход помогает развить в детях необходимость взаимопомощи, что положительно влияет на учебу и понимание школьной программы. Также учитель не должен делать работу за своих учеников. Помогать, подсказывать, объяснять — все это разрешается, но только эти подсказки должны быть косвенными, чтобы дети имели возможность решать учебные задачи самостоятельно, развивая свою память и мышление.
По окончании изучения определенной темы, учитель обязан оценить качество выученного детьми материала. Для этого можно провести самостоятельную работу. Когда ребенок отвечает у доски, его нельзя торопить. Важно помогать ему правильно формулировать свои мысли, используя плакаты, схемы, рисунки или формулы. Кроме того, ребенок должен идти в первый класс с некоторыми базовыми знаниями. Эту подготовку дети обычно получают в детских садах. Родители также должны контролировать ребенка: следить за исполнением домашнего задания, проверять оценки, интересоваться его успехами.
Неуспеваемость в младших классах может негативно сказаться на дальнейшем обучении. Поэтому очень важно преодолеть отставание сразу, как только взрослые заметили трудности в обучении.
К записи "Главные причины неуспеваемости школьников" оставлено 0 коммент.