Родители школьников сталкиваются с проблемой высокого эмоционального напряжения у ребенка. Стресс у детей — это защитная реакция нервной системы на неблагоприятную обстановку, проявляется в виде повышенной эмоциональности.
Дети больше подвержены эмоциональным перегрузкам из-за недостаточно зрелой психики и иммунной системы. Они не могут противостоять внешним раздражителям так же эффективно, как это делают взрослые люди. Поэтому дети сложнее переживают стрессовые ситуации, которые возникают все чаще, начиная с момента, когда ребенок попадает в коллектив и находится вне зоны взаимодействия с родителями.
В большинстве случаев нервное напряжение у ребенка возникает как конфликт внутри личности и не имеет связи с внешними факторами. В дошкольном возрасте ребенок реагирует на незнакомую для него среду, отсутствие рядом родителей и длительную разлуку с ними. Когда малыш идет в школу у него ежедневно возникают ситуации имеющие для него лично высокое значение («повышенной значимости») . Эти моменты вызывают у ребенка излишнее эмоциональное перенапряжение, то есть стресс.
Сначала ребенок попадает в первый класс в незнакомую обстановку с массой новых требований к нему, к которым он не привык ранее, но которые обязательны к выполнению теперь в новой среде. Далее, к эмоциональному перенапряжению приводит ответ у доски, выполнение контрольного задания и тому подобное. Школьник в данных условиях не способен контролировать исход ситуации, что вызывает беспокойство и страх не получить желаемого результата.
К причинам проявления внутреннего беспокойство относятся факторы, не связанные с учебой. Часто ребенок испытывает стресс из-за ситуации в семье. Например, неуравновешенное психологическое состояние самих родителей: семьи, в которых существует насилие или присутствует алкогольная зависимость, развод родителей, смерть близкого человека и прочее.
Появление второго ребенка в семье вызывает психологические перегрузки у первенца, если мама заранее не подготовила его к изменениям, грядущим в их семье. Чувство ревности к «новому» малышу, который отнимает у старшего ребенка драгоценное внимание мамы, возникает практически у всех детей. То как первенец справится с этим состоянием полностью зависит от поведения родителей. Мама не должна забывать о том, что второй ребенок тоже нуждается в ней.
Сильное нервное напряжение у ребенка вызывает смена привычной обстановки и попадание в новый коллектив. Едва справившись с одними проблемами, вызванными привыканием к непривычной среде и требованиям, появляется другой коллектив и нужно начинать все сначала. Детская неокрепшая психика не всегда готова к подобным перегрузкам. Мама и папа должны принимать активное участие в адаптации своего ребенка в новой обстановке, помогать ему преодолевать стрессы, неловкости и решать вместе с ним конфликтные ситуации.
Родители могут выявить эмоциональное перенапряжение у ребенка по его поведению. Если школьник демонстрирует частую смену поведения, частое плохое настроение, резкие гневные выпады, конфликтность с детьми и взрослыми, то можно говорить о его нервных перегрузках. У детей, находящихся в состоянии эмоционального стресса может нарушаться сон, появляться страхи и пропадать аппетит.
Для уменьшения последствий постоянного эмоционального перевозбуждение необходимы меры по овладению состоянием тревожности и обучению ребенка контролю над этим состоянием. Для этого нужно учить школьника разбираться в ситуации: отделять главное от второстепенного; работать над улучшением внимания и памяти; владеть навыками самоанализа и самоконтроля. Поможет справиться с возникшими нервозными состояниями различные техники релаксации и психологической гимнастики.
Родители, которые уделяют достаточное внимание своим детям, смогут вовремя заметить наличие нервного напряжения у своего чада и принять необходимые меры. Нельзя оставлять ребенка один на один со своими стрессами.
К записи "Эмоциональное и нервное напряжение у ребенка: как оно возникает?" оставлено 0 коммент.