Если еще десять лет без урока труда не обходилась ни одна школа, то на сегодняшний день данный предмет многие считают уже «морально устаревшим». Так ли это, и нужны ли подобные занятия современным школьникам?
Итак, родители по своим взглядам на существующую систему образования разделились на две группы. В первую попали те люди, которые считают, что уроки труда ничему полезному их чадо не научат, поэтому это учебное время лучше всего посвятить другому занятию, например, уроку английского, математики, информатики или даже экономики. Но вот другая группа родителей уверены, что»без труда не вытащишь и рыбку из пруда», то есть подобные уроки не только полезны, но и познавательны для школьников всех возрастов. То есть ребенок учится трудиться, проявлять свое мышление и смекалку, а также реализовывать себя в еще одной сфере жизни. Чтобы понять для себя, нужны ли уроки труда в школе, стоит вспомнить, а чем же на них занимаются девочки и мальчики.
Как помнится из школьной программы, девочки на таких занятиях шьют юбку и фартук, вяжут пинетки и носки, вышивают крестиком и гладью, а также знакомятся с азами кулинарии. Кроме того, своими руками готовят сладкий стол, а после приглашают одноклассников на дружное чаепитие. В целом, это очень интересно, но главное то, что юные барышни не только получают море позитива от проделанной работы, но и постигают новые знания, которые обязательно пригодятся им в будущей жизни и материнстве.
Что же касается мальчиков, то им всегда находится увлекательное занятие, например, работа с деревом, изготовление поделок и сувениров, азы столярного дела и мелкий домашний ремонт. Каждый мальчишка обязательно помнит, как собственными руками изготавливал оригинальную вазочку для цветов из жестяной банки, кашпо из старых пластинок и самый настоящий кухонный табурет.
Впечатлений море, но главное, что такой будущий мужчина хотя бы гвоздь в своем доме сумеет забить, а это, как известно, не так уж и мало. Изучив все эти школьные воспоминания, многие родители приходят к выводу, что уроки труда все же познавательны для каждого школьника, будь то мальчик или девочка. Но, тем не менее, каждый человек должен сам выбирать, чем он хочет заниматься в будущем — физической и интеллектуальной деятельностью, а вот как раз такие уроки и помогали ему расставить свои жизненные приоритеты и попробовать себя в каждом деле.
Самое удивительное, что сегодня физический труд уступил дорогу интеллектуальному, а некогда увлекательные уроки труда теперь заменены на новый предмет «технология». Такое новшество акцент делает на знакомстве ребенка с компьютером, а также получении элементарных навыков в работе. Конечно, мы живет в мире научного прогресса, но это вовсе не повод забывать о прошлых не менее занимательных занятиях в школе. Чтобы окончательно определиться, стоит ли в школе изучать такой предмет, как «труд», рекомендует внимательно изучить все его достоинства и недостатки, а на основании полученной информации и делать соответствующие выводы. Конечно, мнение детей в школьном заведении мало кого волнует. Однако это в корне неверный подход, ведь ребенок, являясь полноценной личностью, может самостоятельно сделать свой выбор.
Итак, среди весомых преимуществ необходимо вспомнить, что труд позволяет детям хоть немного отвлечься от школьной программы и отдохнуть морально, ведь, как известно, заучивание правил, решение примеров и уравнений, а также чтение больших текстов просто изматывают психику ребенка, требуя хотя бы недолгой паузы. Кроме того, труд способствует развитию фантазии, абстрактного мышления и памяти, а также позволяет набить руку в определенном занятии и получить ценные в жизни навыки. Этот предмет заметно поднимает дух коллективизма и сплочает морально класс, ведь так интересно трудиться сообща и оказывая друг другу непосильную помощь.
Также стоит не забывать, что на таких уроках всегда шумно и весело, да это и неудивительно, ведь каждый школьник просто предлагает многочисленные идеи, проявляя фантазию и смекалку. К тому же у учащихся появляется любовь и привязанность к труду, а это в жизни уж точно пригодится. Многие внимательные мамочки замечают, что их чадо — творческая натура, которая стремиться делать уникальные вещи своими руками, а, как известно, такой потенциал и раскрывают уроки труда в школе. Среди преимуществ также стоит выделить познание чего-то нового, а такой уникальный опыт позволяет ребенку расти над собой, реализовывая себя в новых сферах жизни. Так что пользу труда переоценить просто невозможно, хотя опять-таки так думают далеко не все редители.
Что же касается недостатков так называемого «трудового воспитания», то не стоит отрицать — они, действительно имеются. Во-первых, сегодня уже нет тех квалифицированных специалистов, которые прививали любовь детей к труду. Теперь такие учителя только отворачивают детей от этого предмета, как результат плохое поведение и регулярные прогулы, влекущие за собой удовлетворительные оценки. Во-вторых, предложенная учителем программа не всегда интересна интересна детям, особенно если занятия для девочек и мальчиков объединены и ввиду отсутствия должного помещения проводятся в одном классе. В-третьих, отсутствие необходимого для уроков оборудования, а теории детям хватает и на других уроках. На этом все недостатки труда заканчиваются, однако однозначно преимуществ таких занятий все равно значительно больше.
Если же посмотреть правде в глаза, то можно смело заявить, что проводить уроки труда экономически невыгодно. дело в том, что все используемое оборудование либо ввиду истечения срока службы попросту вышло из строя, либо морально устарело для детей, живущих в эпоху нанотехнологий. Приобретать новые станки, приборы и мини-мастерские у школы, как правило, нет достаточного финансирования, поэтому приходится экономить, а урок труда заменять технологией. Родители, как правило, не препятствуют таким новшествам, поскольку искренне радуются, что у их отпрыска появляется возможность дополнительно заниматься умственным трудом, осваивая работу с компьютером.
Сегодня огромное количество школ отказалось от уроков труда, искренне полагая, что такие занятия — это всего лишь трата детского времени и не более. Причин такого отказа множество, например, в частных школах это инициатива родителей, которые хотят чтобы в обучении их детей акцент был сделан именно на умственном развитии. Что же касается образовательных школ, то скудный бюджет сам диктует свои правила, ведь понятное дело, что обслуживание станков, расходы на приобретение материалов, и даже заработная плата учителя — это все те расходы, которые далеко не каждая школа может осилить. Также многие директора боятся, что неопытность школьников может привести к повышенному травматизму, а такая репутация любой школе уж точно ни к чему.
Существует не так много родителей, которые бы старались вернуть трудовое развитие детей в школы, поскольку для этого нужны деньги и свободные помещения. Конечно, такие вопросы не раз поднимаются на родительских собраниях, однако дальше громких высказываний и красноречивых лозунгов дело не заходит. Часто директор передает инициативу в руки родительского комитета, однако и на общественных началах также не получается вернуть труд в школу. Если раньше дети очень огорчались из-за отсутствия таких уроков, то сегодня для них это радость, ведь можно прогулять урок либо заняться более интересным занятием.
Так или иначе, уроки труда в начальной школе обязательно должны быть. Почему? Дело в том, что физическая деятельность тренирует мелкую моторику пальцев, а, как известно, именно эти части тела и передают сигналы в мозг, то есть, посещая такие уроки, ребенок развивается и растет над собой. Именно поэтому многие родители, отправляя свое чадо в первый класс, оживленно интересуются, а есть ли в выбранной школе ценные для детского развития уроки труда. Если таковы имеются, то можно не сомневаться, что они обязательно заинтересуют еще не разбалованного школьника, который стремится к новым познаниям.
Что ценного ученики начальных классов получают от уроков труда в школе? Во-первых, они решают развивающие задачи, способные тренироватьтехническое и наглядно-образное мышление, самостоятельность, творческие способности, пространственное воображение, память и даже речи ребёнка. Во-вторых, предусмотрены дидактические задачки, которые учат работать со справочной литературой и приложенной инструкцией к тому или иному изделию. В-третьих, воспитательные задачки приучают к аккуратности, бережливости и опрятности, что в будущем может также не раз пригодиться. Решение на каждом уроке подобных заданий формирует личность, поэтому вреда от урока труда ребенку уж точно никого не будет.
Каждый родитель должен понимать, что ребенок должен расти всесторонне развитым, чтобы уметь вовремя адаптироваться во всех жизненных ситуациях. Это не так мало, ведь не всегда мама и папа будут рядом, а однажды все равно придется вступать во взрослую жизнь со всеми ее сюрпризами и неожиданностями. Однако, так или иначе, выбор остается за взрослыми, ведь только им решать, в какую школу отдавать свое чадо.
Уроки труда сегодня имеются далеко не в каждой школе, поэтому, определяя своего ребенка в первый класс, стоит поинтересоваться у директора, предусмотрены ли школьной программой уроки трудового воспитания.
К записи "Для чего нужны уроки труда в школе?" оставлено 0 коммент.