Специфика преподавания в начальной школе заключается во многом в том, что один учитель ведет сразу несколько предметов от математики до литературы. Интегрированные уроки в начальной школе помогают детям лучше усвоить информацию, осознав предлагаемый спектр знаний в комплексе.
Специфика проведения интегрированного урока
Интеграция учебных предметов широко навязывается современной педагогической системой. Многие опытные педагоги считают, что связывая несколько научных дисциплин друг с другом, они помогают ребенку в комплексе усвоить информацию, добиваясь лучших учебных результатов.
Вот только применять подобную технологию на реальных уроках иногда бывает сложно, особенно тем учителям, что не имеют обширного опыта в деле преподавания. Плюс начальной школы в том, что практически все уроки здесь ведет один человек, а значит, он может легко проводить межпредметные связи.
Легче всего связывать друг с другом гуманитарные предметы или наоборот технические. Так, например, легко установить связи русского языка с литературой. Читая с детьми отрывки из какой-нибудь сказки или басни, педагог может спросить, почему то или иное слово написано именно этим, конкретным образом. Применяя правила, изученные на уроках русского языка, ребенок сможет дать правильный ответ. Также и на уроках родной речи педагог может дать под диктант отрывок из недавно изученного литературного произведения. Это поможет и знания касательно предмета освежить, и осуществить контроль за усвоением материала.
Многие педагоги устанавливают межпредметные связи в отношении русского языка и истории. Так, изучая правление князя Олега, педагог может спросить, почему слово «Олег» пишется с большой буквы. Таким образом, при помощи элементарных наводящих вопросов, учитель потренирует нюансы употребления имен собственных.
Зачастую педагоги придумывают и более творческие задания. Так, например, педагог может взять отрывок из изученного литературного произведения и переписать его на доску с допущением орфографических ошибок. Цель детишек в данном случае — отыскать все ошибки и постараться их исправить, с применением известных им правил русского языка.
Устанавливать межпредметные связи между техническими и гуманитарными предметами довольно сложно, но и здесь следует проявлять фантазию. Так, например, читая какой-то отрывок на уроках литературы, педагог может попросить детей посчитать количество слов в нем. Также можно сделать одновременный упор и на математику, и на русский язык, попросив посчитать только глаголы или существительные. Задание обычно получается очень веселым, а детки попутно тренируют свои навыки в тех или иных предметах.
Основное достоинство интегрированного метода обучения в том, что он помогает детям всегда использовать свои знания на практике. На уроках истории ребенок не готов к тому, что ему начнут задавать вопросы по математике или русскому языку. Попадая в стрессовую ситуацию, школьник быстрее вспоминает нужное правило и применяет его.
К тому же, интегрированная методика помогает выявить самые проблематичные темы в изучении того или иного предмета. Выявив их, учитель сможет провести повтор, облегчив детям усвоение материала.
Педагог может использовать интегрированную методику не только как часть урока, но и провести на ее основе полноценное занятие. Такое занятие может целиком состоять из подобных заданий разного характера, но гораздо интереснее будет провести урок на конкретную тему. Например, урок родной речи может быть проведен на тему того, как история страны повлияла на формирование русского языка.
В процессе подготовки к уроку, дети могут составить интересные доклады, например, на тему «Влияние монголо-татарского ига на русский язык» или «Современные слова, ставшие основой русского языка». Изучая столь интересную и необычную тематику, дети попутно повторяют и изученный материал по истории. Для того, чтобы занятие получилось интересным, педагогу следует использовать и презентации, и проблемные методики. Все это поможет сделать интегрированный урок цельным и интересным.
Урок по математике под названием «Цифры, которые нас окружают» идеально подойдет для младших классов. На таком уроке преподаватель может не только рассказать о том, какие бывают цифры, но и привести примеры их использования в истории (в виде дат), в русском языке (в виде количественной характеристики) и так далее. В результате, дети познакомятся с разнообразными цифрами, узнав и некоторые исторические даты, а также особенности письменного изображения чисел.
Сложности внедрения интегрированных уроков
Выше уже упоминалось, что даже некоторым опытным педагогам не удается грамотно использовать интегрированные уроки. Так, например, сложности могут возникнуть с усвоением новой темы в концепции параллельного изучения другого предмета. Дети могут элементарно начать путаться в исторических датах и математических цифрах из-за того, что учитель излагал материал в интегрированной методике.
Именно поэтому многие педагоги советуют использовать такие уроки для повторения изученного материала, а не для прохождения нового. Если интегрированный подход будет использоваться для новых знаний, у детей в голове вместо четко структурированной информации будет каша.
Еще одна сложность, возникающая в процессе внедрения данной методики — это выбор слишком сложных тем. Если педагог работает с начальными классами, ему не нужно вываливать на детей слишком много сложной информации. В противном случае, даже если учитель приложит максимум усилий, половина темы останется не запомненной и не изученной.
Однако зачастую педагоги отказываются от подобных уроков по одной единственной причине — из-за нежелания утруждать себя. Чтобы составить грамотный и продуманный интегрированный урок нужно немало сил, ведь педагог находит интересные задания, сортирует их по соотношению с разными предметами. Проработать такое занятие действительно сложно, но оно того стоит, поскольку показатели эффективности интегрированной методики очень высоки. Педагоги по всему миру признают, что если грамотно спланировать структуру урока, достигнутые педагогические результаты будут исключительно радовать.
Поскольку учитель работает именно с младшими школьниками, ему необходимо продумывать максимальное количество игровых заданий. Например, урок литературы можно посветить теме «Сложные слова в известных произведениях». Учитель отберет несколько отрывков из учебного материала по литературе, а дети должны будут отобрать те слова, что им не понятны. Далее необходимо устроить игру на тему «Угадай правильное определение». Педагог предложит варианты определений, а дети должны будут соотнести их со словами.
На этом уроке можно подискутировать и на тему того, какое определение подойдет тому или иному слову. Учитель может попросить детишек использовать выбранные слова в предложении и так далее. Все эти конкурсы будут интересны детям в возрасте 7-9 лет, потому что они игровые, но при этом, они будут влиять и на интеллектуальное развитие ученика.
Огромное преимущество интегрированных уроков в том, что они не только влияют на лучшее усвоение той или иной информации, но еще и развивают логику, мышление, память. Некоторые задания на интегрированных уроках даже влияют на развитие воображения и творческих задатков. Здесь самое главное — это применять весь спектр возможных упражнений, чтобы детям не было скучно. В таком случае, и поставленных учебных целей удастся достигнуть очень быстро, а дети останутся в восторге от необычного урока.
Педагоги рекомендуют использовать такие занятия не чаще 2-3 раз в месяц, чтобы интегрированный метод не мешал правильному усвоению нового материала.
Позитивное влияние интегрированных уроков на учебный процесс уже давно доказали многие педагоги на своих примерах. Правильно подходя к формированию концепции урока, выбирая для детей интересные задания, учитель сможет не только внести разнообразие в учебный процесс, но еще и достигнуть всех поставленных педагогических результатов.
К записи "Для чего нужны интегрированные уроки по разным предметам в начальной школе? Выбор темы интегрированных уроков" оставлено 0 коммент.