Прежде чем приступить к подробному его описанию, целесообразно заранее предупредить людей, которых интересует данная тема, о том, что взгляд на процесс обучения в настоящее время кардинально поменялся и теперь к педагогу предъявляют совершенно иные требования.
Все они (подход к детям, порядок и метод изложения материала, проведение урока, контроль за детьми во время перемены, открытые уроки, внеклассные мероприятия, занятия по технологии и пр.) должны быть тщательно внесены в педагогический проект учителя начальных классов, где будет расписано все до мельчайших подробностей. Так, педагогические проекты учителей начальных классов, после их тщательной разработки и внесения в соответствующие протоколы или ведомости (форма ведения документации определяется Министерством Науки и Образования, а также самим учебным заведением, особенно если речь идет о частных колледжах), внимательно изучаются руководством, а иногда и вышестоящими инстанциями, которые позже составляют отчеты на основе приведенных данных или анализируют эффективность применения новых методов в учебно-воспитательном процессе.
Особо выделяющиеся труды могут даже стать основой для написания специальной методической литературы, которую в дальнейшее время смогут использовать, как руководство к действиям, педагогический состав начальной школы. При этом, сам план должен включать в себя не только подробное расписание, распорядок и распределение обязанностей между классным руководителем, учащимися и их родителями, но и интересную, оригинальную подачу материала, а точнее, методику проведения уроков с учетом всех особенностей, существующих в коллективе, и новых тенденций в образовательной системе.
Так, например, педагог не должен в первом классе назначать старосту класса, так как трудно вот так сходу выделить кого-то из детей для этой важной и ответственной роли. В то же время с самого детства необходимо приучать детей к соблюдению дисциплины и наблюдению за порядком, а каким образом можно это обеспечить — должен решить сам педагог. Как вариант, можно каждую неделю назначать двух новых дежурных по кабинету, которые будут следить за всем происходящим и, по-возможности, помогать учителю контролировать все происходящее на переменах. Второй способ установления и сохранения дисциплины может заключаться в, своего рода, стимуляции учащихся посредством введения особой системы оценивания не только знаний, но и умения себя вести на уроках и перерывах между ними.
Ни для кого уже, наверное, не секрет, что современная система образования запрещает в первом классе выставлять оценки детям и задавать им задание на дом. Возникает логичный вопрос, как же тогда их стимулировать? Как поощрять или, напротив, порицать ту или иную модель поведения, успеваемость, активность на уроке? Отвечая на этот вопрос, единственное, что можно написать, что каждый учитель должен решить эту проблему самостоятельно.
На сегодняшний день одним из самых популярных и эффективных методов оценивания является применение забавных стикеров, в роли которых могут выступать эмоции (грустные, серьезные или, напротив, очень улыбчивые смайлики) или, например, явления природы (тучка, солнышко, радуга и пр.). За излишнюю болтливость во время занятий учитель может приклеить к парте ученика язычок. Главное сразу придумать своего рода правила игры и оповестить об этом всех учащихся.
Так, за три «язычка» на парте, наказанием будет вызов родителей в школу, а за три «солнышка», полученных за хорошие ответы на уроках, — наоборот, какой-то символический приз в качестве поощрения. Возможно кто-то удивится, но даже сама наклейка с улыбкой будет приносить огромную радость, получившему ее ребенку и стимулировать его на дальнейшие подвиги и достижения. В то же время, та же «тучка» в тетради заставит ребенка в следующий раз быть гораздо более внимательным и старательным.
В первое время (особенно это касается первого семестра обучения) классный руководитель должен контролировать поведение детей не только на уроке, но и на переменах, дабы постепенно приучить детей к правилам хорошего тона и умению общаться со своими сверстниками. В этом педагогу может очень сильно помочь такое инновационное изобретение, получившее большую популярность в различных учебно-воспитательных заведениях, как интерактивная доска. С помощью этого устройства можно проводить самые настоящие мини-матчи по футболу, прямо в кабинете, показывать малышам, как устроена вселенная (программа не хуже, чем в любом планетарии) или наглядно демонстрировать им в тысячу раз увеличенное изображение микробов, которые провоцируют насморк.
Такой гаджет поможет педагогу начальных классов не только правильно организовать малышей в перерыве между уроками, направив их энергию в нужное русло, но и даже проводить различные открытые мероприятия, рассчитанные на более широкую аудиторию и даже независимую комиссию. Как многие уже, наверное успели догадаться, читая эти строки, речь идет об открытых уроках, которые являются неотъемлемой частью учебного процесса, независимо от возраста учащихся. Причем, такие занятия можно делать, как классными, рассматривая всевозможные темы касаемо человеческого здоровья, отношению к такому мощному источнику образования, как книга или изучения пожарной безопасности, так и внеклассными, подробно разбирая правила поведения на улице и соблюдение дорожного движения или наглядно отслеживая все изменения в природе в зависимости от того, какая пора года на дворе.
То же самое можно сказать об уроках технологии, которые можно использовать с гораздо большей пользой, чем стандартное вырезание аппликаций или лепку из пластилина, которой дети вдоволь занимались еще в детском саду. Так, например, мальчишки могут самостоятельно смастерить домики и кормушки для птиц из заранее подготовленных деревянных или фанерных деталей, с проделанными в них дырочками для удобного и безопасного крепления. В свою очередь, девчонки могут попробовать себя на кухне, приготовив свою первую пиццу (естественно, тесто должно использоваться в уже готовом виде, а овощи и мясные продукты могут заранее нарезать взрослые).
Огромное внимание нужно уделять и физической подготовке учащихся в начальной школе и вместо сдачи непосильных для многих нормативов, плавно вводить растяжку, различные активные соревнования, игры и, по-возможности, гораздо более полезное плавание, если таковое предусмотрено школьной программой и неподалеку от учебного заведения есть бассейн. Важно при этом, с самого детства объяснять детям, насколько важно следить за собственным здоровьем и питанием, приводя доступные для их возраста мотиваторы и демотиваторы.
Не стоит давать ученикам расслабляться и в летние каникулы, по-максимуму загружая их, если не изучением новой программы, то хотя бы внеклассным чтением, часть которого должна быть рассчитана для собственного прочтения (ребенком), а часть — для чтения малышу его родителями.
К записи "Для чего используется педагогический проект? Основные правила оформления педагогического проекта современного учителя начальных классов" оставлено 0 коммент.