Главная » Школа » Диагностика психических расстройств: симптомы у детей
10
Sep

Диагностика психических расстройств: симптомы у детей

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Люди, которые умеют строить жизненные планы, цели, знают каким путем их достичь и делают это, решая большинство проблем, которые встречаются на данном пути, являются психически здоровыми.

Такие люди умеют адекватно реагировать на происходящее, объективно выражают свои эмоции, умеют управлять своим поведением в соответствии с требованиями и ожиданиями социума. Что же касается психического расстройства, то это такое состояние психики, которое абсолютно противоположно названному. Люди, которые страдают расстройством, как правило, не критичны и не требовательны к себе, в разных ситуациях они ведут себя по-разному, для них характерна неадекватность восприятия социальных обстоятельств и различных ситуаций.

Конечно, все психические расстройства, симптомы которых могут возникать у взрослого человека вполне могут иметь место и в психике ребенка. В последнем случае проявляются специфические, как правило, стойкие признаки. Множество детских расстройств с возрастом имеют свойство трансформироваться, изживать себя под влиянием некоторых коррекционных воздействий (не специальных, а естественных) . Но, к сожалению, часто в естественном ходе развития ребенка возникают нарушения, которые и являются основными провокаторами расстройств.

К сугубо детским психическим расстройствам относится, например, задержка умственного (психического) развития, аутизм, смежное заболевание синдром Аспергера, умственная отсталость или олигофрения и т. д. Также существует множество групп расстройств, которые объединяют в себе схожие симптоматически нарушения.

Достаточно распространенными среди детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста являются тревожные расстройства. Конечно, когда ребенок входит в новый коллектив, декламирует стих перед всем классом, пишет контрольную работу, остается дома один и т д. , то в таком случае волнение, тревога и даже боязнь – это совершенно нормальное состояние, которое проходит, как только исчезает провоцирующая ситуация. Но речь идет не о нормальном состоянии тревоги, а об отклонении от нормы, которое проявляется в нарушении адекватного восприятия действительности, навязчивых идеях, затяжных стрессах.

Психологи считают, что у любого человека врожденными являются всего три фобии, к которым, в частности, относятся боязнь разлуки с матерью и потери твердой почвы под собой. Все остальные страхи и тревоги, к сожалению, сами того не замечая, переносят на детей родители. Своим поведением, реакцией на ситуации, они провоцируют соответствующую реакцию у детей, так как они считают это образцовым и правильным. Именно поэтому, для того, чтобы осуществить профилактику такого расстройства, родителям следует очень тщательно подбирать слова и способы реагирования, которые не могут быть травматичны для ребенка. Очень часто склонность к такому состоянию передается генетически в случае повышенной тревожности родителей.

Данное расстройство очень легко заметить в случае наличия хотя бы малейшего эмоционального контакта с ребенком. Ведь он часто отказывается что-то делать, например, идти в детский садик или в школу, постоянно указывает на то, что он чего-то боится или из-за чего-то тревожится, например: «Я не пойду в садик, потому что там не будет тебя (мамы) » (боязнь разлуки с матерью, вероятно, подкрепленная в младенчестве) или «Я не буду выступать перед классом, потому что все будут смеяться» (тревоги социального характера, вызванные, возможно, частой критикой или неприятием ребенка) .

Часто психологические состояния влияют на физиологическое здоровье. У ребенка начинаются психосоматические проявления, такие, например, как боли в животе, головная боль, расстройства пищеварительной системы, что является достаточно логичным, поскольку нервозное состояние приводит к расстройству именно этих органов.

Следует заметить, что дети по-своему борются с тревогой с помощью психологических защит, которые выбираются в зависимости от характера. Наиболее частыми защитами в детском возрасте являются сублимация, когда эмоциональное состояние отображается в творческой деятельности, например, рисовании, работе с пластилином и т. д. Также очень характерной для детей является регрессия, то есть возврат к тому времени, когда они чувствовали себя в безопасности, а значит, и тому поведению, которое было в то время. Лечится такое расстройство с помощью воспроизведения тревожной ситуации и моделирования адекватной реакции. Часто сопровождается медикаментозно.

В большинстве случаев тревожные состояния приводят к формированию неврозов. Это обратимое нарушение нервной системы, которое также может возникать в последствие психотравмирующих ситуаций. Проявляется, как правило, такими симптомами:

·раздражительность;

·нарушение процесса сна;

·быстрая энергетическая истощаемость организма;

·острая реакция на яркий свет, звук;

·экзальтированное состояние (может внезапно расплакаться и также успокоиться) ;

·часто истерические припадки;

·отсутствие реакции на внешний мир, замкнутость в себе (в тяжелых случаях) .

В случае неврозов не стоит акцентировать внимание на его проявлениях, поскольку это может спровоцировать фиксацию на болезненном состоянии. Также важно в период лечения уменьшить всякие методы поощрения (например, «ты болеешь, купим тебе велосипед») , поскольку это также может способствовать «якорению» состояния и каждый раз, когда ребенок захочет чего-то добиться от родителей, он будет болеть.

Собственно, терапия невроза заключается в организации соматического расслабления: здоровый сон, по режиму, хорошее питание, спокойствие. Конечно, на момент лечения обязательным условием является исключение повторения травмирующей ситуации.

Также в развитии личности детей имеют место неврологические, поведенческие расстройства, которые, как уже стало понятно, проявляются в действиях и манере поведения.

Одним из характерных для детского возраста расстройство такого характера является синдром дефицита внимания, часто проявляющийся в соединении с гиперактивностью или импульсивностью. Это довольно актуальная проблема для современных детей, родители которых постоянно заняты, и не могут или не хотят заниматься развитием и воспитанием своих детей в той мере, в какой они того требуют. Им трудно концентрировать на чем-то свое внимание, они импульсивны и этим состоянием трудно управлять взрослым.

Терапия заключается в комплексном психоневрологическом подходе. Упражнения, направленные на коррекцию поведения, чаще всего должны подкрепляться медикаментозными препаратами.

Умственно отсталым детям очень трудно усваивать любой информационный материал в силу неразвитости познавательных процессов. У них очень нестойкое, случайное внимание. Сосредотачиваться могут на маленький промежуток времени на ярких, движущихся объектах. Память, как правило, краткосрочная и тоже выборочная, ведь запоминают они только то, что может быть интересным для них. Вся их мотивация и деятельность направлены на удовлетворение элементарных физиологических потребностей, которые они не в силах контролировать. У них очень маленький словарный запас, говорят они мало и то с дефектами, поскольку артикуляционный аппарат сформирован недостаточно для нормального произношения звуков. Их настроение и деятельность очень зависят от экзогенных факторов, таких, например, как погода, атмосфера в семье и т. д.

Такие дети могут мало чем отличаться от здоровых детей, усвоить школьную программу на уровне минимума, настолько, чтобы стать элементарно самостоятельным. Это возможно только при легкой степени расстройства, которая становится заметной только с возрастом или в случае, если ребенком не заниматься. Обучаемыми также являются дети с умеренной отсталостью, у них присутствуют элементарные коммуникативные и социальные навыки. Но организовать их развитие можно только в специально приспособленных условиях.

Что касается детей с глубокой олигофренией, то их, к сожалению, ничему научить нельзя. Они не способны двигаться, говорить, из-за чего требуют постоянного ухода со стороны окружающих.

Следует заметить, что дети с психическими расстройствами должны находиться на учете в психоневрологическом диспансере. Детей с глубокой олигофренией обучать в школе невозможно, да и нецелесообразно. В том случае, если у ребенка диагностирована легкая отсталость, его развитие основывается на обычной выработке самых необходимых для жизни навыков и производится в специально созданных условиях. Такое образование в современной школе называется инклюзивным и подходит всем детям с особыми потребностями.

Еще одним общеизвестным расстройством является аутизм. Это крайняя социальная дезадаптация, абсолютное неумение налаживать контакт с окружающими людьми. Такому ребенку очень трудно понять, что чувствует другой человек, ибо сам испытывает трудности в понимании своего эмоционального состояния.

Они чувствуют себя комфортно только в такой обстановке, к которой привыкли, не терпят даже самых минимальных ее изменений. Если в распорядке дня такого ребенка или в его ежедневном ритуале поменять хотя бы что-то, для нас незначительное, он чувствует замешательство, предъявляет протест и требует немедленного восстановления привычных действий. В такой ситуации даже может возникнуть обострение расстройства, которое потом трудно привести в норму.

Им трудно брать участие в любой коммуникации, поэтому очень редко используют свою речь с данной целью. Как правило, они предпочитают молчать и могут не обращаться к близким даже в самый необходимый момент. Но в то же время они могут охотно читать стихи или петь песни. То есть, они избегают любого взаимодействия с окружающими их людьми. Часто такие дети отличаются нестандартными умственными способностями, умениями. Такого ребенка легко заметить, ведь он постоянно повторяет какие-то услышанные слова, увиденные движения.

Как уже стало понятно, обучение такого ребенка в коллективе не возможно. Таких детей определяют в специальные учреждения, где на них оказывается терапевтическое воздействие. Лечение, как правило, направлено на формирование коммуникативных навыков, коррекцию речи и моторики, развитие основных навыков обучения.

Итак, детей с наличием психического расстройства не стоит обучать в коллективе, вместе со всеми детьми. Особенности их развития требуют создания специальных условий для проведения их коррекции.

Автор:    

К записи "Диагностика психических расстройств: симптомы у детей" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)