Превратить задатки в способности нелегко, но на этом построен весь процесс обучения и воспитания. Мыслительные процессы, которые происходят в коре головного мозга ребенка, определяют его поведение в социуме.
Иногда происходит нарушение мыслительных импульсов, их могут выявить специальные исследования.
Различают такие нарушения мышления у детей школьного возраста: соскальзывание, опора на латентные признаки, разорванность и разноплановость мышления.
Так как мышление – это процесс отражения определенных свойств объектов и связей между ними, то он приводит к появлению представлений об объективной реальности. Когда происходит нарушение этих понятий, может произойти ускорение мышления. Появляется спонтанная быстрая речь, образы быстро сменяют друг друга. Больной может терять на время голос, или он становится хриплым. Врачи ставят диагноз: аффективные расстройства, шизофрения, наркомания.
Инертность мышления — это наоборот замедленные процессы в коре головного мозга, когда ребенок отвечает односложно, голова как будто пустая «без мыслей». Такой вид мышления может возникать при эпилепсии, психопатии, маниакально-депрессивном синдроме.
Непоследовательность суждений может проявиться при сосудистых заболеваниях, травмах, шизофрении у детей. Тогда школьники чередуют правильные и неправильные способы выполнения поставленных задач. Эту форму мышления легко исправить с помощью акцентированного внимания.
Откликаемость у школьников выражается неустойчивостью способа выполнения задач. Когда ребенку дают карточки, он относится к ним как к реальным предметам, пытается поставить их. Теряется чувство временного пространства, забываются имена родственников. Дети быстро откликаются на раздражители и медленно переключаются на другие действия.
Соскальзывание проявляется у школьников при решении задач: адекватно рассуждают, а потом вдруг сбиваются с правильного пути решения, как бы соскальзывают, и вновь возвращаются к правильным, логическим, рассуждениям, не исправляя своей ошибки. Такое может быть при олигофрении, эпилепсии, энцефалитах.
Разноплановость мышления детей проявляется в суждениях, которые протекают в разных плоскостях. Например, больные могут не заботиться о своих родственниках, зато беспокоится о том, что ест их кошка.
Разорванность – мышление, при котором происходят пустые рассуждения. Говорят много, только толку ноль. В речи таких школьников нет смыслового объекта среди кучи предметов.
Бред – это представления и умозаключения, которые не соответствуют реальности. Ребенка тяжело разубедить в его заблуждениях.
У детей могут возникать навязчивые состояния – навязчивые мысли, страхи, сомнения. Например, страх перед числом 13 или постоянное мытье рук, даже когда они чистые.
Родителей, как и педагогов, должны насторожить такие симптомы нарушения мышления у детей, как замедленная речь, заикание, глухой голос, очень быстрая, отрывистая речь, одновременное возникновение множества мыслей, перескакивание в рассказе с предмета на предмет, утеря мыслей в разговоре. Противоречивость суждений, внедрение слов без смысла, отвлекаемость в учебе, тяжелое переживание неудач при обучении, рассеянность, незавершенность мыслей, отсутствие интереса в обучении – это первые сигналы, чтоб обратиться к специалистам и решить проблемы нарушения мышления.
Диагностика нарушений мышления у детей предполагает работу с карточками и обработку данных, полученных при тестовых заданиях.
Ассоциативный эксперимент заключается в следующем: ребенку предлагают назвать первую, пришедшую на ум, ассоциацию на слова, например, «хлеб», «лампа», «красота», «война» и т. д. Далее — проанализировать ассоциации.
Факторы риска нарушения мышления у школьников сводятся, как правило, к следующему: тяжелая наследственность, стрессы, употребление наркотических веществ.
Главное — не упустить момент и помочь ребенку на ранней стадии выявить причины нарушения мышления и откорректировать его работу. Иначе могут быть осложнения и разрыв сознания с реальным миром.
К записи "Диагностика нарушений мышления у детей" оставлено 0 коммент.