Главная » Школа » Диагностика адаптации ребенка к школе
21
Oct

Диагностика адаптации ребенка к школе

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Большинство людей довольно хорошо запомнили свой первый приход в школу. И наверняка почти у каждого были какие-либо трудности. Новое окружение, новые занятия, непривычный режим работы. Да еще и учителя разные бывают.

Правду говорят, что самый важный и значимый учитель — это первый учитель. Именно от него на почти на пятьдесят процентов зависит как ребенок в будущем отнесется к учебе и к школе в общем.

Как правило, для обеспечения хорошей адаптации ребенка к школе проводятся специальные занятия в виде адаптационных уроков. Проходят они в игровой форме и призваны помочь детям получше познакомится и даже быстрее обзавестись друзьями.

Адаптация школьника, особенно младшего возраста является довольно длительным и серьезным процессом, при котором характерны резкие повышения психических нагрузок на детский организм. Согласно проведенным исследованиям определено, что адаптационный период среднестатистического ребенка составляет два-три месяца. Но может подзатянуться и до полугода. Здесь очень важной и необходимой является поддержка родителей и других близких родственников. Новые друзья, нормальное общение со одноклассниками, хорошее усвоение материала – основные показатели положительной адаптации. Немаловажный фактор — конечно, хорошее настроение. Ребенку нравится учить, он с интересом посещает занятия, отличается любопытством, активностью, почти не болеет. Охотно рассказывая о своих достижениях в учебе, не забывает упомянуть о друзьях.

Но есть и обратная сторона медали. Сигнализировать о проявившихся трудностях, может постоянное недовольство и плохое настроение, которое наблюдают родители, когда их ребенок приходит из школы. Для выяснения причины необходимо крайне осторожно побеседовать с ребенком. Зачастую наблюдается «уход в себя», когда чадо просто замыкается и отказывается идти на контакт, что крайне усложняет процесс общения с окружающими, а более со сверстниками. Одни становятся просто «тихонями» — невидимками, у других же проявляется неадекватное поведение, крича и впадая в истерики. А это чревато нервными срывами в этом нежном возрасте. Если проблему такого характера не получается решить в узком семейном кругу, то стоит обратиться к школьному психологу. Такой специалист должен находиться в штате каждой школы.

Нельзя приуменьшать и роли педагога в процессе адаптации. Не только на первых порах, но и в будущем нужен индивидуальный подход к каждому ребенку. И очень важно уметь сделать это так, чтобы этот каждый ребенок чувствовал себя особенным. Не стоит «равнять всех под линейку». Никакой «уравниловки». Это только осложнит еще не устоявшиеся толком отношения «учитель – ученик». Никаких криков, обидных слов. Другими словами, учитель должен приложить все усилия для профилактики дезадаптации.

Существует много методик, с помощью которых проводится диагностика адаптации к школе. При выборе определенной методики необходимо учитывать психологические особенности школьников, особенно младшего возраста (1 – 4 класс) . В начале школьного обучения происходит формирование основных психических новшеств в связи с переходом к учебной деятельности, как преобладающей над игровой. Происходит установление качественно совершенно новой социальной ситуации, центром которой становится учитель. Доминирующая функция – мышление ( переход «наглядно-образное – словесно-логическое» мышление) . Большое внимание уделяют развитию памяти, которое имеет два направления – произвольность и осмысленность. Кроме произвольного запоминания интересного для них материала, дети могут запоминать «потому что надо запомнить» — т. е. целенаправленно, что недоступно в дошкольном возрасте.

Развитие внимания также приходится на младший школьный возраст. Отсутствие этой сформированной функции дает отрицательные результаты при изучении учебных дисциплин. Десять-двадцать минут – именно такое количество времени ребенок может концентрироваться на одном. Со временем эти показатели увеличиваются в 2 раза, становятся более устойчивыми, появляется способность переключать и распределять внимание.

Существуют три уровня адаптации к процессу обучения. Речь идет о высоком, среднем и, соответственно, низком уровнях. Каждый из этих уровне отражает ту или иную степень развития характеристик: отношения к учебе, определенного положения в среди одноклассников, поведенческого типажа.

Итак, диагностика адаптации ребенка к школе должна происходить следующим образом. Во-первых, это анализ данных медицинских показателей, также перенесенные заболевания, а также предрасположенность к другим. Во-вторых, необходимо провести опрос родителей, учителя. И, в-третьих, с помощью эффективной методики под названием «Домики».

Эта методика, а точнее тест дает понимание о личностных отношениях, социальных эмоциях и ценностных ориентациях. Его основой считается психологический эксперимент с использованием цвета и ассоциаций. Он помогает диагностировать эмоциональную сферу ребенка в отношении его как социума, а также собственных предпочтений и направленности. Такие задачи делают этот тест очень ценным при определения эмоциональной готовности ребенка к школе.

Но не только педагоги и психологи призваны облегчить процесс адаптации. Родители также играют важную роль. Их помощь должна быть направлена на сглаживание разницы между садиком и школой. Они должны при любых обстоятельствах и проблемах оставаться именно родителями. Для лучшего понимания какого-либо предмета необходимо подключать игровую форму, рассказ и прочее.

Заинтересовать ребенка – вот что основное. Уделяемое внимание проблемам ребенка, похвалы за успехи, успокаивания при неудачах, поддержка при любом начинании – залог быстрой и хорошей адаптации к учебному процессу.

Автор:    

К записи "Диагностика адаптации ребенка к школе" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)