Внеклассное чтение – это педагогически организованное, самостоятельное чтение научно-популярной, художественной и иной литературы. Это способствует углублению школьной программы и отвечает интересам и запросам школьников.
Удовлетворение индивидуальных литературных вкусов, интересов, и наклонностей, самостоятельность школьников при выборе книги делают внеклассное чтение важнейшим средством формирования нравственного, умственного и эстетического развития. Поэтому так важно грамотно организовать этот процесс и не упускать его из виду.
Многие родители спрашивают себя – что же должен читать их ребёнок в свободное время? Стоит оговориться, что навязывать школьнику чтение не стоит, задача взрослых – привить любовь к чтению. Только так можно сформировать читательский интерес растущей личности.
Конечно же, в первом классе малышу будет трудно ответить на вопрос – что же ты любишь читать? Ведь ему не с чем сравнивать, а потому задача родителей показать, как много всего интересного написано в нашем мире: это и повести, и сказки, и рассказы, и стихи. Малышам будут интересны и отечественные и зарубежные авторы. В русской литературе широко представлены детские писатели и поэты, очень много классики, адаптированной для младших школьников
Как работать над прочитанным дома? Конечно же, полный литературный анализ проводить не стоит, да это и не требуется. Тем не менее, поговорить о прочитанном необходимо. Такие обсуждения всегда не только расширяют детский кругозор, но и сближают, дают возможность лучше понимать друг друга, а также мягко и незаметно исправлять поведенческие недостатки в характере малыша.
Родителям стоит научить своего ребенка вести читательский дневник, тетрадь или блокнот. В нем ребенок будет записывать информацию о прочитанном: автора и название произведения, его главных героев, а также мини-отзыв, свое читательское мнение. Таким образом малыш приобретает полезный навык написания сочинений.
В первом классе внеклассное чтение начинается с русских народных сказок. Малыш знакомится с разными их видами: сказками о животных, волшебными, бытовыми сказками и т. д. Пока ребёнок читает с трудом, сказки должны быть маленькими по объёму и легкими в понимании. Таким требованиям лучше всего отвечают бытовые сказки и сказки о животных. Стоит оговориться, что самим детям больше нравятся волшебные сказки, правда, большинство из них превышают объём, который первоклассник может одолеть самостоятельно. Ничего страшного нет в том, чтобы родители сами прочитали интересную сказку вслух, это можно делать и по очереди. Когда ребенок подрастёт, то прочитает ее сам, самое главное сейчас — поддержать его интерес. Далее можно переходить к стихотворениям, рассказам и сказкам русских классиков.
Из зарубежных сказок для внеклассного чтения подходят сказки Ш. Перро, братьев Гримм и Г. Х. Андерсена. Эти авторы обычно уже знакомы с самого раннего детства, а потому заставлять малышей не приходится. Родителям всегда следует помнить, что насилием можно только отвадить ребенка от чтения. Как можно легко заинтересовать чадо? Можно прочитать интересный или смешной кусочек из произведения, а остальное предоставить на усмотрение малыша. Или рассказать об увлекательной книге, которую вы самостоятельно читали будучи первоклассником. Или обратиться к любимому мультфильму ребенка и предложить прочитать книгу, на которой он основан (если это так) .
Важно говорить не только о самой книге, но и об ее авторе, это помогает в будущем лучше анализировать литературу и всесторонне развиваться.
В младшем школьном возрасте детей обязательно знакомят с детскими энциклопедиями. Красочные и яркие издания помогают облегчать процесс обучения и прививают здоровое любопытство, стремление к знаниям.
Если получилось так, что школьник быстро нашелся со своими литературными предпочтениями, то не надо ему препятствовать. Пускай читает то, что хочет. Впоследствии расширить его кругозор будет гораздо легче, нежели заставлять читать то, что на взгляд родителя, заслуживает большего внимания.
Если процесс самостоятельного чтения верно организован, то он находится в центре внимания не только самих родителей и отдельных педагогов, но и всего школьного коллектива.
В первом классе можно посоветовать для чтения: Л. Н. Толстого («Рассказы для детей») , сказочные стихотворения А. С Пушкина, разнообразный фольклор – Русские народные сказки и Сказки народов мира, детские песенки, стихи А. Барто, Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, рассказы В. Осеева, Н. Носова, В. Бианки, а также разнообразные литературные сказки, например, А. Линдгрен, Ш. Перро и т. д.
В начальных классах школы предусмотрены специальные уроки руководства внеклассным чтением (с 2-го по 3-й класс – это один час в неделю, в 4-м классе — один час в 2 недели) . С 5-го по 8-й на обсуждение самостоятельно прочитанной литературы отводится по 2 часа в четверть. За это время можно провести только итоговые обсуждения прочитанного или рекомендательные беседы о тех или иных произведениях, которые заслуживают внимания школьников. Конечно же, учитель не может ограничиться лишь этим. Он определенно должен уделять особенное внимание индивидуальному руководству внеклассного чтения каждого учащегося и, исходя из особенностей, вкусов и интересов ребенка, рекомендовать ему ту или иную книгу, помогать глубже чувствовать и понимать уже прочитанную.
Многие педагоги отмечают свои наблюдения за тем, что читают дети в отдельной тетради: так легче давать рекомендации и отслеживать развитие ребенка. Обычно учитель знает, что ребенок читает в городской или районной детской библиотеке.
Итак, для учителя здесь важны два основных вопроса: что читает ребенок и как он это воспринимает. Исходя их этого все методы, формы и средства руководства самостоятельным чтением, будут направлены на рекомендацию лучших книг и на развитие у школьника более глубокого и верного восприятия произведений. Тут не может быть единственного рецепта и раз и навсегда данных форм и методов руководства и организации внеклассного чтения: абсолютно всё зависит от целей, которые стоят перед учителем, от возрастных и индивидуальных особенностей школьника и от художественного своеобразия литературного произведения.
С 3 по 4-й дети начинают знакомиться с научно-художественными книгами, детскими журналами и газетами, а также практическими пособиями, интерес к которым проявляется у них в связи с интересами к моделированию, коллекционированию и т. п. Приёмы и методы руководства процессом самостоятельного чтения в это время устремлены на развитие эмоционального восприятия прочитанного у детей, умения не только передавать содержание произведения, но и выражать собственное мнение. В это время детьми прекрасно воспринимаются уроки с привлечением разнообразных средств: прослушивание записей, связанных с произведением, художественные выставки с любимыми персонажами, инсценирование отдельных эпизодов, и т. д. Учителям здесь стоит избегать скучного дидактизма и назойливого морализирования.
В этом возрасте к самостоятельному прочтению рекомендованы: Русские народные сказки («Бой на Калиновом мосту», «Сивка-бурка», «Волшебное зеркальце» и т. д. ) , Сказки народов мира, Былинные сказки, Мифы Древней Греции, Литературные сказки (Л. Чарская «Чародей Голод», « Царевна Льдинка», « Подарок феи», В. Гаршин «Лягушка-путешественница», П. Бажов «Уральские сказы», Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король» и т. д. ) , рассказы о природе и животных — В. Бианки и К. Г. Паустовского, рассказы о детях — В. Драгунского, А. Гайдар «Тимур и его команда», классика для детей (Л. Толстой «Акула», « Лев и собачка», А. Чехов «Белолобый», Тургенев «Воробей») , басни Крылова, баллады о Робин Гуде, Л. Кэролл «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», а также стихи А. С. Пушкина, А. Плещеева и Н. Некрасова, М. Лермонтова и т. д.
В 5 — 8-х классах круг интерес школьников значительно расширяется. Здесь и классическая, и современная, и научно-художественная, и научно-популярная литература, а также всевозможные пособия, помогающие в практической деятельности школьника. Важное место в этом возрасте отведено чтению детских и юношеских журналов и газет. Живое слово учителя, индивидуальные беседы со школьниками остаются основным средством руководства в самостоятельном чтении. Важно вовремя порекомендовать ребенку какую-либо книгу, указать на ее связь с общественно-политическими и моральными проблемами, вызывающими у подростков неподдельный интерес. Главное прислушаться к мнению детей, направлять и углублять их чувства и мысли. Учитель стремится расширять читательские интересы подростков: основное внимание обращает на тематические и жанровые особенности, ведь подростки часто увлекаются чем-то одним (одним жанром, например, приключения, фантастика, книги о шпионах и т. д. ) . Учитель старается прививать интерес и к научно-популярной литературе.
Детская литература для школьников этого возраста весьма разнообразна: Мифы народов мира, Славянские, Древней Греции и Рима, Русские народные былины и сказки, Детская библия, авторские сказки П. П. Бажова, В. Гауфа, Э. Т. А. Гофмана, Р. Киплинг а и Дж. Родари, волшебная классика — «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством» и «Заколдованное место» Н. В. Гоголя, рассказы К. Г. Паустовского, И. А. Бунина, В. П. Астафьева, М. М. Зощенко, А. И. Куприна, А. П. Платонова, А. П. Чехова, Д. Лондона, Р. Брэдбери, О. Генри, М. Твен. «Приключения Тома Сойера», Д. Дефо «Робинзон Крузо», А. Линдгрен «Приключения Калле Блумквиста», рассказы о животных — Э. Сетон – Томпсона и Дж. Даррелла, произведения Ж. Верна, О. Уайльда, М. Метерлинка, Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль», А. Грин «Алые паруса», У. Шекспир «Двенадцатая ночь», А. Дюма. «Три мушкетера», Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста», Р. Киплинг. «Дьявол и морская бездна», Г. Уэллс «Человек-невидимка», А. Конан Дойл. «Повести о Шерлоке Холмсе», поэзия А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, М. Цветаевой, А. Ахматовой, И. А. Бунина, Н. С. Гумилева, В. В. Маяковского и т. д.
У старшеклассников уже есть свои сложившиеся нравственные и эстетические понятия, свой литературный вкус, потому и характер обсуждений меняется. На дискуссиях затрагиваются волнующие старших учеников вопросы любви, нравственного долга, дружбы. Углубляется и расширяется содержание сочинений: школьники пишут развёрнутые отзывы и аннотации на книги. Их эстетический вкус совершенствуется. На этом этапе уже видно, кто свяжет свою жизнь с литературной или печатной деятельностью. Можно утверждать, что в этом возрасте окружающие понимают, кем вырастет подросток, ведь литература, которую мы любим, порой говорит о нас больше, нежели мы сами можем о себе рассказать.
Литература для школьников старших классов: Данте «Божественная комедия», трагедии Шекспира, 1 часть «Фауста» Гете, стихи Ломоносова, Державина, Жуковского, пьесы Фонвизина, Грибоедова, Островского, повести Лермонтова и Гоголя, И. С. Тургенев «Отцы и дети», И. А. Гончаров «Обломов», повести и романы Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», Л. Н. Толстой «Война и мир», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, рассказы Чехова, М. Горького, А. Куприна, М. Зощенко, И. Бунина, А. Аверченко, И. Ильф и Е. Петров «12 стульев», М. Шолохов. «Тихий Дон», лирика Н. Гумилева, Блока, М. Цветаевой, А. Ахматовой, С. Есенина, И. Анненского, В. Маяковского, К. Бальмонта, О. Мандельштама, Б. Пастернака, В. Брюсова, повести М. Булгаков а и роман «Мастер и Маргарита».
Можно сказать, что в итоге, при проведении грамотного процесса внеклассного чтения со стороны и родителей, и учителей, ребенок вырастает умной, нравственной, всесторонне развитой личностью со своими интересами, талантами и хобби.
К записи "Детская литература для школьников для внеклассного чтения" оставлено 0 коммент.