Главная » Школа » Что включает в себя понятие готовности к школьному обучению?
13
Feb

Что включает в себя понятие готовности к школьному обучению?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Для каждого ребенка наступает тот волнительный этап его жизни, когда надо сесть за школьную парту. Именно в это время родителей волнует главный вопрос – как успешно подготовить ребенка к школе?

Ведь от того, насколько благополучным окажется начало обучения, зависят дальнейшие учебные успехи и школьная жизнь ребенка.

Подготовкой детей к обучению в школе целенаправленно занимаются детские дошкольные учреждения. Но, главная роль в формировании готовности ребенка к учебным занятиям отводится родителям. К сожалению, сейчас все чаще встречаются семьи, в которых родители недостаточно уделяют внимание детям. В итоге ребенок из такой семьи переступает порог школы «неподготовленным». Он не умеет не только читать и писать, но и не готов, даже, сесть за парту и выполнять «инструкции учителя».

Проблема готовности к школьному обучению имеет и обратную сторону. Есть родители, которые много занимаются с детьми перед школой. Но, к сожалению, такие занятия заканчиваются, как только ребенок освоит чтение и письмо. В таких случаях важно знать, что если не продолжать совершенствовать механизмы внимания, памяти и мышления, то различия между ребенком, научившемся рано читать, и тем ребенком, который начал читать поздно, в скором времени стираются. Родители в недоумении – они столько занимались с будущим школьником, а его успеваемость на низком уровне. Почему?

Дело в том, что интеллектуальное развитие ребенка перед школой не является основным компонентом готовности к школьному обучению, как считают многие родители.

В каком случае можно говорить, что ребенок успешно подготовлен к школьным занятиям?

Проблема школьной готовности, прежде всего, имеет психофизиологическую основу. То есть, если у ребенка в достаточной мере созрели определенные функции психики, то учеба ему будет даваться легче. Соответственно, и результат обучения будет лучше.

Достаточного уровня готовности к школе ребенок достигает, обычно, в возрасте от 6,5 до 8 лет. Родителям надо знать, что, чаще всего, психика шестилетнего ребенка еще не готова к школьному обучению, даже, если он уже умеет читать и считать.

Дело в том, что в основе подготовленности к школе лежит саморегуляция, то есть, процесс, с помощью которого школьник осознанно управляет своим поведением, контролирует эмоции и внимание. Именно, недостаточно сформированная саморегуляция явится тормозящим механизмом в обучении шестилеток.

К семи годам у ребенка формируется еще один важный фактор готовности к школьному обучению – мотивация. Психологи выделяют несколько благоприятных мотивов – желание получать знания, заинтересованность в обучении, «учиться в школе – значит, стать большим». К сожалению, все чаще встречаются дети с явным нежеланием идти в школу. Родителям такого ребенка необходимо сначала разобраться в причинах негативного отношения к учению, а затем, помочь ему преодолеть психологический «барьер» перед обучением в школе.

Компоненты готовности к школьному обучению включают еще один важный фактор – это социальная готовность к школе. То есть, ребенок должен быть готов психологически вступать в отношения со сверстниками и учителями. Несформированность социальной готовности приводит к нежеланию участвовать в групповой работе детей на уроке, страху ответа у доски, к стрессу от большого количества людей. А в итоге – к проблемам в учебе.

Интеллектуальная готовность к обучению, обычно, в достаточной мере развивается на занятиях по подготовке к школе в детских дошкольных учреждениях. Многие родители, также, уделяют большое внимание именно этому компоненту. Но, развивая память, внимание, речь, не следует переусердствовать. Слишком интенсивные занятия могут привести к потере интереса к учебе у ребенка. Самый эффективный способ интеллектуального развития – через игру. Игра способна поддерживать интерес к занятиям и в достаточной мере развивать ребенка.

Таким образом, следует выделить основные виды готовности к школьному обучению, которые фактически определяют, что должен уметь будущий первоклассник:

Физическая готовность включает общее состояние здоровья ребенка, определенный уровень развития двигательных навыков, физическую и умственную работоспособность. Немаловажное значение имеет необходимое развитие мышц руки, включая хорошо развитую мелкую моторику, вследствие которой ребенок может хорошо держать ручку и карандаш.

Личностная готовность к школьному обучению – это достаточный уровень саморегуляции. Перед школой у ребенка должна быть сформирована готовность принятия новой для него социальной роли – «роли школьника». Сформированность определенного отношения к школе поможет будущему ученику проявлять активность, самостоятельность, инициативность, уметь слушать другого, работать в группе. Социально-психологическая неготовность ребенка проявит себя в неактивности школьника, в обидах на учителя, в нарушении школьной дисциплины.

Эмоциональная готовность первоклассника выражается в радостном ожидании им начала обучения, в наличии желания учиться. Эмоциональная неготовность означает отсутствие у ребенка мотивов к школьному обучению. В результате она приведет к нежеланию соблюдать школьный режим и выполнять требования учителя.

Интеллектуальная готовность предполагает определенный кругозор и запас конкретных знаний, полученных до школы. Она включает достаточный уровень образного мышления и воображения, умение сравнивать, анализировать, обобщать, владеть элементами учебной деятельности (рисование, конструирование, лепка) , иметь представление о мире людей и природе. Особая роль в начале обучения отводится любознательности.

Волевая готовность включает умение понять задание учителя, сосредоточиться на его выполнении и в итоге суметь выполнить его. Успешный результат при выполнении задания будет возможен в том случае, если у ребенка сформировано умение управлять своим поведением и умственной деятельностью, что выражается в способности напряженно трудиться.

Задача школьного психолога — провести диагностику готовности к школьному обучению, которая включает анализ всех компонентов (физиологическую, психологическую и социальную готовность) . Диагностируются работоспособность ребенка, моторика руки, память, мышление, внимание, кругозор знаний, уровень развития коммуникативных навыков, самооценка.

На основании полученных данных психолог дает рекомендации родителям. Не стоит сильно беспокоиться, если результаты диагностики окажутся не слишком высокие. Особенность детей старшего дошкольного возраста в том, что, часто, такому ребенку не хватает всего лишь два-три месяца, чтобы сделать психологический скачок в развитии. А родители в такой момент могут оказать большую помощь своему малышу безболезненно вступить в новый этап его жизни.

Таким образом, понятие готовности к школьному обучению требует от родителей будущего первоклассника проведения комплекса систематических мероприятий, направленных на развитие интеллектуального и психологического мышления ребенка.

Следствие правильного формирования готовности к обучению – быстрая адаптация ученика к школе, успешное освоение школьных умений и навыков и высокие учебные показатели ребенка.

Автор:    

К записи "Что включает в себя понятие готовности к школьному обучению?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)