Главная » Школа » Что такое урок-проект? Проводим урок-проект по математике в начальной школе
06
Oct

Что такое урок-проект? Проводим урок-проект по математике в начальной школе

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Но прежде чем приступить к подробному описанию всех возможных методов организации и проведения подобных мероприятий, целесообразно посвятить несколько строк тому, для чего вообще они необходимы и почему они получили широкое распространение только в последнее время.

Итак, что же такое урок-проект в начальной школе? Подробно ответить на этот вопрос вот так сразу вряд ли получится даже у самого высококвалифицированного специалиста, ведь речь идет не просто об открытом или закрытом занятии, какие проводились в учебных заведениях раньше сугубо для отчетности, а о целом комплексе инновационных мер, направленных для наиболее эффективного усвоения материала учащимися, что особенно актуально, если речь идет о первых классах. Связаны подобные внедрения с тем, что современный взгляд на учебный процесс кардинально поменялся в связи с тем, что согласно некоторым исследованиям обычное монотонное изложение (теория), не подкрепленное практическими занятиями гораздо хуже откладывается в памяти детей. Так, они скорее заучивают материал, запоминая его лишь на время и то, весьма поверхностно, как определенный набор информации, а после, за ненадобностью, все «выветривается», не оставляя в сознании ни малейшего следа.

Именно для этого в Министерстве Науки и Образования решено было ввести специализированные уроки-проекты во всех общеобразовательных учреждениях, прошедших аккредитацию, причем сразу по ряду предметов, как добавочную меру, основным назначением которой является существенное повышение уровня знаний учащихся путем эффективного закрепления изложенного ранее материала на практических занятиях. При этом проведение в классе таких занятий вовсе не означает полное или частичное замещение изложения материала в привычном формате, имеется в виду только добавочная, но вместе с тем крайне значимая и эффективная мера, которая оказывает вспомогательное или, можно сказать, закрепляющее действие.

Как правило, уроки-проекты чаще всего проводят по таким предметам, как «Окружающий мир», «Основы и безопасность жизнедеятельности», «Природоведение», хотя не исключена и организация таких занятий и по более точным дисциплинам (математика, физика, если речь идет о средних и старших классах, биология и пр.). Очень здорово можно организовать их и по географии, русскому или иностранному языку и даже изобразительному искусству — было бы желание. Педагогов нужно сразу предупредить, что бояться особо нечего, ведь для разработки основной идеи и концепции уроков-проектов, можно воспользоваться уже готовыми методическими пособиями, которые, в свою очередь, можно элементарно найти в свободном доступе на любом ресурсе в интернет-сети.

Причем стоит только провести первое занятие такого рода, и сам учитель не заметит, как втянется буквально «с головой» в этот увлекательный процесс и в скором времени сможет по достоинству оценить плоды своих стараний, которые обязательно выразятся в хорошем, качественно высоком уровне знаний его учеников. Нужно сказать, что и дети гораздо более охотно принимают участие именно в таких занятиях, ведь их обычно организуют в полушуточной или игровой форме, что позволяет всем участникам максимально расслабиться и в то же время полностью сосредоточить все свое внимание на происходящем процессе. Обычно, при правильном подходе к организации и проведению школьных уроков-проектов, все детки остаются в полном восторге и потом еще долго рассказывают об этом событии своим друзьям и близким, что позволяет вновь и вновь невольно прокручивать полезную информацию в их сознании. А повторение, как известно, — мать учения.

Теперь, о самих возможных идеях для проведения классных и внеклассных практических уроков-проектов. Если речь идет о занятиях, касающихся окружающей среды и роли человека в ней, то, как вариант, можно провести, своего рода, лабораторный опыт в классе, прорастив зернышко в обычной пробирке с питательной средой, подготовленной заранее классным руководителем. Возможно кто-то удивится, но обычно дети остаются в полном восторге, наблюдая за тем, как благодаря их минимальным усилиям из обычной семечки пробивается самая настоящая жизнь в виде хрупкого зеленого росточка, стремительно тянущегося вверх к солнцу. Также, возможен урок-проект, в котором учитель сможет направить энергию детей в более полезное русло и под своим чутким руководством поможет им смастерить собственными руками домики и кормушки для «братьев наших меньших», которым ой, как нелегко, приходится в холодную пору года.

Нужно сказать, что такая замечательная идея сможет стать основой и для уроков технологии и труда, а вся сложность их проведения сводится к обеспечению необходимой техники безопасности. Вполне естественно, что в силу своего возраста второклассники не могут свободно обращаться с такими «взрослыми» инструментами, как молоток и гвозди, поэтому лучше изготавливать указанные выше поделки из заранее заготовленных взрослыми деталей из тонкой фанеры или деревянных дощечек. Если сразу проделать в них дырочки, то малышам ничего не остается делать, кроме как быстро собрать такой конструктор с помощью обычной отвертки и шурупов. На худой конец, можно склеить домики и кормушки из плотного картона или использовать специальные наборы для творчества, заранее согласовывая этот вопрос с родительским комитетом. Естественно, ключевым моментом является торжественное крепление этих замечательных готовых изделий к веткам и стволам деревьев в школьном саду, которое должно проходить только под чутким руководством взрослых.

Не менее увлекательными и интересными могут стать и уроки-проекты по другим гуманитарным дисциплинам. Так, например, эффективно закрепить ранее изложенный материал по русскому языку можно с помощью организации увлекательной викторины, за основу проведения которой наиболее уместно взять любое популярное шоу на ТВ, адаптируя его согласно возрасту детей и условиям для проведения. Подойдет формат «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес» и пр. Игровое поле можно выполнить с помощью обычного расчерченного по секторам ватмана (плотный лист форматом А 1) или даже рулетки из игрушечного казино, а табло начертить на доске. Важно, чтобы все вопросы были не слишком сложными и строго соответствовали недавно пройденной тематике, дабы дети не заскучали и не посчитали викторину чересчур заумной. Правильно подготовленные задания смогут пробудить в учениках здоровый азарт и заставить активно принимать участие в процессе даже самых ленивых.

Подобным образом можно проводить урок-проект и по таким точным наукам, как математика. Как вариант, можно устроить блиц-опрос всем присутствующим в классе с заранее разработанными правилами игры. Так, за каждый верный ответ ученик должен получать определенное количество очков и по итогам результатов выбирается победитель и проигравший. При этом, крайне важно давать шанс на реабилитацию всем малышам, которые дали неправильные ответы, чтобы в итоге никто из них не остался разочарованным. Не стоит забывать и о таких приятных мелочах, как символические презенты и утешительные призы. Необязательно при этом приобретать что-нибудь дорогостоящее — вполне достаточно вручить каждому по какой-то канцелярской безделушке (подойдут ластики, точилки для карандашей, блокнотики с иллюстрациями из популярных мультиков и пр.) или по шоколадному яйцу с игрушкой-сюрпризом внутри, как восторгу не будет предела. Вполне допустимыми являются и такие поощрения, как картонные медали на шелковых пестрых ленточках, яркие стикеры-смайлики и т. д. и т. п.

В организации и проведении всех перечисленных выше и любых других мероприятий, огромную помощь также могут оказать такие новомодные высокотехнологические гаджеты, как интерактивная доска или, на крайний случай, специальный проектор, подающий информацию (изображение) на специальное тканевое полотно-рулон, которое, в свою очередь, играет роль большого монитора. В первом случае управление процессом может производиться с помощью одного лишь жеста, что позволяет принимать активное участие в уроке-проекте всех учеников без исключения. Польза таких технологических изобретений неоспорима и она заключается в том, что появляется возможность моделировать и воспроизводить, не выходя из классного кабинета, практически любую ситуацию или процесс, пусть даже и в виртуальном виде. Так, например, дети могут воочию увидеть, как выглядят микробы при тысячекратном увеличении их изображения, узнать, почему одни сосульки «растут» вверх, а другие, напротив, вниз, понять, как устроена солнечная система, и получить другие наглядные ответы на волнующие и достаточно труднообъяснимые вопросы.

Каждый учитель должен знать, что любой урок-проект можно проводить не только в закрытом виде, но и в качестве открытого мероприятия, принять участие в котором, пусть даже и в роли зрителей, смогут ученики других классов, педагогический состав и даже руководство учебного заведения.

Такие интересные мероприятия обязательно нужно запечатлевать в памяти, снимая их на фото- и видео-аппаратуру. Таким образом можно эффективно пополнять школьный архив или даже свое собственное портфолио педагога начальных классов, которое может пригодиться учителю в будущем.

Автор:    

К записи "Что такое урок-проект? Проводим урок-проект по математике в начальной школе" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)