Главная » Школа » Что такое семейное обучение?
18
Dec

Что такое семейное обучение?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Отправляя своего ребенка в школу, родители надеятся, что он получит качественное, «правильное» образование. К сожалению, это не всегда так. В данном случае сможет помочь семейное обучение.

Семейное обучение относится к инновационным явлениям педагогической практики. Данную форму обучения не нужно сравнивать с экстернатом. Экстернатом называется ускоренная, самостоятельная форма образования. Ребенок, который обучается в форме экстерната, не числится в списках школы. Стоит также отметить, что семейное обучение не стоит сравнивать с обучением на дому, так как последнее возможно только для тех детей с проблемами со здоровьем, из-за которых ребенок не может самостоятельно ходить в школу. Такие дети по приказу директора обучаются школьными учителями, которые приходят к ребенку домой. Домашнее обучение оформляется на основании рекомендаций, которые дает медицинское учреждение.

Семейное обучение радикально отличается от домашнего обучения и экстерната. Ребенок, который учится на семейной форме обучения, обязательно числится в школе (которую выберут родители) . Поэтому школа обязана выдать ребенку учебники, и проводить по итогам обучения аттестацию. Роль родителей — дать ребенку хорошее обучение. Перевод на данную форму обучения возможен в любом возрасте ребенка, при этом в любое время можно вернуться в школу.

Основные причины, из-за которых родители отдают свое предпочтение семейному обучению — низкое качество воспитания и образования в школах, кроме того, очень неблагоприятная обстановка, которая плохо влияет на психику ребенка.

Людям, которые не осведомлены о семейном образовании, то, что родители сами могут обучать детей всем предметам, причем, вплоть до одиннадцатого класса, обычно, кажется просто невозможным. Однако общемировой опыт в области данной формы обучения дает утверждать, что учителя-родители могут не иметь педагогического образования, чтобы дать ребенку знания: достаточно располагать временем и обладать трудолюбием.

Идея о том, что каждый родитель с помощью методических пособий и школьных учебников может преподавать своим детям все школьные предметы на уровне, часто даже более высоком, чем в самом учебном заведении, является достаточно новой, но ее справедливость уже подтвердилась соответствующими исследованиями, и опытом семей, которые обучают своих детей на дому. Так, дети, которые обучаются на семейной форме обучения, имеют более глубокие знания в сравнении с детьми, которые учатся в обычных учебных заведениях. Указанный факт ученые объясняют высокой степенью гуманизации и индивидуализации этой формы обучения.

Процесс преподавания в семье намного лояльнее по сравнению с программой, которая преподается в школе, и лучше отвечает особенностям каждого ребенка.

Родители могут организовать обучение, которое будет соответствовать индивидуальными особенностям ребенка, его темпам работы, а также степенью заинтересованности дисциплинами. Помимо прочего, это дает возможность изучать те предметы, которые у ребенка не вызывают никаких трудностей, и больше внимания уделить тем, которые даются ребенку плохо.

Еще одним преимуществом образования в семье является и то, что оно располагает широкими возможностями при выборе методов использующихся для обучения ребенка. В процесс обучения могут быть включены экскурсии и прогулки на природе, просмотр фильмов с образовательными целями. Иногда родители в качестве предметов вводят знакомство с музыкой, искусством, классической литературой.

В силу своей специфики, школьное образование, определяющейся массовым, коллективным характером обучения, не дает таких возможностей при обучении детей.

Конечно же, перевод на семейное обучение имеет и ряд недостатков. Именно индивидуализация, которая происходит при семейном обучении, не способствует социализации ребенка. После проведенных исследований было доказано, что при наличии индивидуализации, семейное образование совершенно не отвечает принципу работы ребенка в коллективе.

Так, к недостаткам любой индивидуальной формы обучения, в частности семейной, можно отнести то, что ребенок работает вне контактов с остальными детьми. Это означает, что при обучении не вырабатываются навыки работы непосредственно в коллективе. Семейное обучение десоциализировано.

Практически все противники индивидуального образования утверждают, что именно проблема социализации главный негативный аспект этой формы обучения. Противники семейного обучения утверждают, что «домашние» дети, довольно часто испытывают дискомфорт при контакте со своими сверстниками. Как следствие, «домашние» дети после окончания школы очень тяжело адаптируются к жизни в социуме. Конечно, сторонники семейного образования полностью не согласны с данным мнением. Многие утверждают, что проблема социализации детей является мифом, который был создан социологами, администрацией школ и самими учителями. Ведь теряя учеников школы, будут расставаться с огромной частью госбюджета, который выделяется на обучение детей.

По мнению родителей, которые обучают детей в семье, одной из главнейших задач семейного образования считается не изоляция детей, а лишь их временное ограничение общения с некоторыми асоциальными сверстниками, до того времени пока психика ребенка не станет устойчива к плохому влиянию.

Так, родители не только хотят уберечь своих детей от плохого влияния окружающих, но и привить им «социопсихологический иммунитет», который способен защитить их.

Существует достаточно много трудов зарубежных исследователей, посвященных исследованию семейного образования. Именно благодаря этим исследователям можно с уверенностью сказать, что «домашних» детей от учащихся обыкновенных школ отличает «взрослое» поведение. Как правило, «домашние» дети смотрят меньше телевизор (статистика показывает, что 38% учащихся обычных школ смотрят телевизор больше 3-х часов в день, при этом среди детей, которые обучаются дома их всего 3%) , больше читают различной литературы, у них складываются хорошие отношения с обоими родителями. Дети обучающиеся с помощью семейного обучения являются более дисциплинированными, спокойными и вежливыми, они очень трудолюбивы в учебе, а также проявляют большую самостоятельность при принятии каких-либо решений. Как правило, они практически не подвержены влиянию окружающих и не склонны к соревновательности.

Кроме того, исследования показали, что «домашние» дети намного легче устанавливают социальные связи и психологический контакт со взрослыми, становятся ответственными гражданами в социально-политическом плане и намного реже нарушают закон, чем ученики общеобразовательных заведений. По мнению психологов, которые изучали данную проблему, причина этого феномена в том, что «домашние» дети в лице родителей имеют более достойные образцы поведения, на которые они ровняются, нежели их сверстники, обучающиеся в общеобразовательных заведениях.

Семейные дети копируют поведение своих родителей (обычно, семейным обучением решаются заняться достаточно воспитанные, интеллектуально развитые люди) , а школьники, обычно копируют поведение своих сверстников, которые не демонстрируют достойное поведение. Другими словами, у семейных детей в процессе общения со своими родителями происходит развитие ценностей в общении и поведении. Учащимися государственных школ усвоение этических норм тормозится из-за нежелания отстать от своего коллектива, а также боязнь оказаться в одиночестве.

Семейное образование во много раз уменьшает вероятность того, что в период взросления ребенок попадет под влияние улицы. Данный фактор на современном этапе развития человечества приобретает достаточно большое значение вследствие тенденции к распространению наркомании и алкоголизма среди школьников разного возраста. То, что дети, обучающиеся на семейной форме обучения более ответственны, самостоятельны и воспитаны, чем учащиеся общеобразовательных школ, позволило исследователям утверждать, что «домашние» дети лучше подготовлены к общественной жизни, поскольку социализация это умение жить в обществе и быть хорошим гражданином, а не только умение обращения со сверстниками. Таким образом, вопрос социализации семейных детей является спорным.

Так, можно сделать вывод, что по многим параметрам семейное образование лучше способствует социализации, нежели обучение в школе, и обвинения данного вида обучения в отсутствии социализации просто-напросто неправомерны, так как социализация трактуется очень узко — лишь как умение устанавливать контакт со сверстниками. Однако нужно признать, что формирование навыков нормального общения ребенка действительно требует внимания.

Причиной возникновения проблем в общении является то, что для ребенка обучающегося в школе общение с одноклассниками — это естественный ежедневный процесс, а «домашние» дети преимущественно общаются с родителями, учителями и репетиторами, что может мешать приобретать им навыки, которые необходимы для общения со сверстниками.

Дети, которые обучаются дома, нередко застенчивы. Проблема социализации особенно острый характер может приобретать в тех семьях, в которых всего один ребенок.

Проблемы с социализацией у таких детей может вызывать и то, что не все родители считают стеснительность ребенка и наличие у него каких-либо проблем в общении отрицательным моментом. Обычно родители считают такое поведение проявлением хорошего тона, доброты, неконфликтности, послушания, вежливости и ответственности ребенка.

Из-за сравнительно небольшой распространенности семейного образования, а также из-за взрослого, серьезного поведения «домашних» детей, тем, кто учится в школе, «домашние» дети обычно кажутся какими-то «иными». В итоге «домашние» дети не особо хотят общаться со сверстниками, при этом, не встречая особого желания и с их стороны. Также бывает что «домашний» ребенок доброжелательно относится к людям, стремится с ними общаться, но при этом он не решается показывать личные коммуникативные потребности, что ведет к нарушению согласованности в психике ребенка.

То, что во многих городах уже достаточно семей, которые обучают своих детей на семейной форме обучения, дает много преимуществ для их социализации. Благодаря этому становится возможным общение с семей, которая также практикует семейное обучение, появляется отличная возможность обмениваться полезной информацией.

Знакомство с семьями, практикующими данный вид обучения, способствует общению детей друг с другом. К примеру, семьи могут собираться вместе, организовывать экскурсии, что дает детям возможность общаться в непринужденной обстановке. Благодаря такому подходу семейное, домашнее обучение полностью лишается проблемы социализации ребенка.

Конструктивным будет и объединение семей, которые воспитывают своих детей самостоятельно в небольшие группы. В этом случае каждый родитель будет преподавать детям данной группы тот предмет, в котором он лучше всего разбирается, или же родители сообща будут нанимать детям репетитора. Стоит отметить, что главным условием является сохранение небольшой численности «класса» и индивидуализация детей. Это все принесет пользу для развития ребенка, а также создаст хорошие условия для его общения со сверстниками.

Другой способ социализации — определение ребенка в секцию, кружок, клуб по интересам или музыкальную школу. Благодаря тому, что существует огромное количество подобных организаций, каждый ребенок может быть занят любимым делом, и в процессе он будет учиться общаться с людьми вне дома.

На сегодняшний день семейное обучение является настоящим «спасением» детей от влияния неблагополучных сверстников. Родители, которые беспокоятся о своем ребенке, выбирают семейное обучение.

Автор:    

К записи "Что такое семейное обучение?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)