Главная » Школа » Что нужно знать родителям первоклассников: современная работа с родителями учеников начальной школы
23
Nov

Что нужно знать родителям первоклассников: современная работа с родителями учеников начальной школы

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Работа педагогов очень значимая и весомая, особенно классного руководителя, она включает в себя не только работу с детьми, но и активное взаимодействие с родителями. Никто не поспорит с тем, что работа с родителями в начальной школе непосредственно влияет на формирование личности школьника. Ведь о детях знают все только их родители, поэтому ниже идет речь о том, какие беседы с родителями в начальной школе необходимо проводить.

Мир семьи выступает сильнейшим фактором для формирования личности школьника, поэтому его обязательно должны учитывать педагоги, ни в коем случае не исключая их. Назначение работы классного руководителя в том, что он должен создать такую социальную воспитательную среду, в которой бы ребенок чувствовал себя максимально комфортно и независимо.

Но он не должен ни в коем случае перевоспитывать родителей, это не входит в его полномочия. Он может, и даже должен педагогически влиять на те семьи, в которых существуют неблагоприятные условия для развития ребенка.

Совместная деятельность родителей, педагогов и учеников заключается в таких составляющих:

— воспитать в ребенке здоровый образ жизни и любовь к физической культуре;

— воспитать трудолюбие, доброту и взаимопомощь;

— воспитать нравственную и эстетическую культуру.

Кроме того, классный руководитель должен в обязательном порядке время от времени информировать родителей о том, какие достигнуты результаты обучения и воспитания детей.

Традиционными, всеми известными формами работы с родителями являются следующие:

— родительские собрания;

— конференции классные и общешкольные;

— индивидуальные беседы и консультации;

— посещения педагогом родителей на дому.

Всем знакомые родительские собрания должны проводиться в каждой школе не реже, чем раз в четверть. На них обязательно присутствие хотя бы одного родителя, и их главная цель – расширение родительского кругозора, а также желания стать хорошими наставниками для своих деток.

Как показывает практика, одни родители спешат на собрания с радостью, ведь они знают, что их чадо успешное и достигает в школе немалых высот, а другие, наоборот, идут с опущенной головой, потому как их ребенок посещает школу без охоты.

Что касается тематики родительских собраний, то в каждом классе она самая разнообразная, все зависит от возраста учеников, а также от уровня их образованности. Кроме того, важно учитывать также интересы родителей и задач педагогов, которые стоят перед школой в целом.

На всеобщих родительских собраниях, которые должны проводиться несколько раз в год, как правило, выступает директор школы, а также его заместители и родительский комитет школы. Это своего рода отчет школьной работы с учениками младших классов.

Заранее проходит подготовка родительских конференций. К ним тщательно готовятся не только родители, но и педагоги, психологи и социальные работники школы. Активными участниками конференций становятся и школьники.

Если учитель только готовится набрать новый класс, он обязан провести индивидуальные консультации с родителями. На них необходимо обсудить, какая воспитательная работа будет проведена с детьми, а также получить ответы на те вопросы, которые помогут наладить контакт с каждым ребенком:

— какие интересы у ребенка;

— как он проводит свободное время и как он общается с семьей;

— особенности характера и темперамента школьника;

— главные ценности семьи, а также мотивация учения, это очень важно, для чего ученик ходит в школу.

Есть также нестандартные, или же нетрадиционные формы работы с родителями. Ими являются так называемые «родительские вечера», или же «чайные вечера», тематические консультации, а также родительские чтения.

Тематические консультации проводятся для того, чтобы решить определенную проблему, которая очень волнует родителей. Ведь в каждом классе присутствуют те проблемы, которые касаются практически всех, поэтому их нельзя обходить стороной. Их следует решать коллективно, вот примеры таких проблем и вопросов:

— Ребенок отказывается учиться и не хочет выполнять домашние задания.

— Ребенок отторгнут своими сверстниками. Как помочь ему влиться в коллектив?

— Школьник имеет плохую память, и родители не знают, как ее развивать.

— Талантливый ребенок в семье, которому завидуют одноклассники.

— Один ребенок в семье.

Что касается родительских чтений, то на них взрослые не только слушают лекции опытных педагогов. На них они сами изучают и анализируют литературу по определенной теме и высказывают свое мнение по тому или иному вопросу. Данные чтения делают родительский коллектив во многом дружнее.

На родительских вечерах отсутствуют дети, и на них каждый учится слушать и слышать друг друга. Темы могут быть примерно такими:

— Каким был первый учебный год моего ребенка?

— Будущее моего школьника: каким я его вижу.

— Компания ребенка и ее влияние.

— Семейные праздники.

Работа с родителями в начальной школе может начинаться таким образом: перед началом учебного года папы и мамы заполняют анкеты, для того, чтобы можно было ознакомиться с ними и узнать друг друга поближе. Кроме того, для того, чтобы познакомится с традициями и укладом семьи, классный руководитель может устроить своего рода «чайные встречи».

В удобное для семьи время, желательно вечернее, можно прийти в гости, с печеньем и конфетами, а также вкусным чаем, поговорить об истории семьи, посмотреть семейный альбом, узнать, в каких условиях живет школьник.

Если родители не слишком рады встрече, можно пригласить их к себе. Это очень сближает и делает семью и учителя дружными партнерами, поэтому в дальнейшем удастся избежать многих конфликтов.

Далее, на протяжении всего учебного года проводятся различные мероприятия, где берут участие не только дети, но и их родители. К примеру, это могут быть как интеллектуальные игры, так и конкурсы спортивного характера.

Они всегда весело воспринимаются обеими сторонами и мамы с папами берут в них активное участие. Если приближается какой-либо праздник, родители могут быть его организаторами.

Опытный учитель, тот, который хочет превратить классный коллектив и родительский в одну большую семью, устраивает открытые уроки для родителей, чтобы они могли увидеть возможности своих детей, а также проанализировать, на какие моменты нужно обратить внимание в воспитании ребенка.

По словам многих классных руководителей, очень сильно помогают в работе с родителями беседы, совместные поделки родителей и детей, а также рисунки и сочинения. Как правило, родители в классе садятся на месте своих деток.

Поэтому на каждую парту следует положить конвертик, в котором будет конкретная информация об успехах и недочетах определенного школьника. Это более тактично, высказываться о ребенке в письменном виде, так удастся избежать стыда и неловкости.

После того, как прошло собрание, желательно подготавливать рекомендации родителям, так как они очень нуждаются в советах школы. Это своего рода экзамен, который должны пройти и родители, и педагоги. Ведь если не наладить совместный контакт, никакой работы и взаимопомощи не будет.

Все любят отдыхать, поэтому рационально устроить дни семейного отдыха на природе в осеннее и зимнее время. Обязательным атрибутом являются сосиски, игры в снежки, постройка снежных крепостей, проведение спортивных эстафет и так далее.

Кроме того, можно вместе с детьми и родителями отправится на экскурсию в какое-то знаменитое место. Наверняка, такое найдется, хотя бы раз в год это будет интересно, ярко и запоминающе. Возможно, не все родители смогут прийти, но половина точно сможет.

Если зайти на форумы педагогических сайтов, то многие родители жалуются на то, что собрания проходят так: сначала хвалят отличников, затем ругают двоечников, и в последнюю очередь происходит сбор денег на нужды школы. Такого ни в коем случае быть не должно.

Можно сделать фотоотчеты в форме презентации, где родители будут видеть, что сделали дети за определенный промежуток времени. Никакой ругани быть не должно, иначе в следующий раз родителей, чьи дети нарушают дисциплину и плохо учатся, можно не ждать.

Принципы общения с родителями:

— В первую очередь следует помнить, что их детки – это клад и самое дорогое, что есть на свете, поэтому в общении с родителями нужно быть тактичным и умным, ни в коем случае нельзя унижать их достоинство.

— Каждая встреча должна приносить только пользу и определенный результат. Это касается и собраний, из них взрослые должны черпать знания из областей разных наук.

— Основой хорошей воспитательной работы ученика и учителя является союз между детьми, учителем и родителями.

— В работе с родителями использовать диагностику, так как она поможет выявить важные проблемы в некоторых семьях.

— Если мама или папа
ребенка поделились с классным руководителем секретом, то о нем должен знать
только педагог, а не вся школа.

— Ни в коем случае
нельзя в общении с родителями ориентироваться на интуицию, а также «на глаз»,
судить о них «по одежде», это ни о чем не говорит. Материальная сторона вопроса
не должна интересовать педагога, так же как и навешивание ярлыков на детей.

В заключение стоит добавить, что общение, собрания, взаимопомощь, беседы с родителями в начальной школе, создают благоприятную атмосферу для развития и учения школьников. В итоге
совместная деятельность получается интересной и творческой.

Автор:    

К записи "Что нужно знать родителям первоклассников: современная работа с родителями учеников начальной школы" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)