Главная » Школа » Цели и задачи внеклассной работы учителя в начальных классах
21
мая

Цели и задачи внеклассной работы учителя в начальных классах

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Внеклассная работа в начальных классах необходима для того, чтобы сформировать правильную мотивацию учения, чтобы активизировать познавательную деятельность учеников, а также развивать в них главные моральные качества.

Роль внеклассной работы огромная, так как она несет в себе как воспитательную, так и общеобразовательную функцию, каждый учитель знает, что она дает очень много, и в ней заложен огромнейший потенциал.

Задачи внеклассной работы:

— развивать у детей любовь к творчеству, укреплять межличностные отношения, приобщать их к здоровому образу жизни, расширять систему их общения;

— выявлять интересы детей в различных сферах деятельности;

— создавать благоприятные условия для ребенка вне школы;

— формировать определенную систему знаний и умений;

— проводить коррекционную работу с теми детьми, которые имеют определенные трудности, как в обучении, так и в отношениях с одноклассниками.

Внеклассная работа учителя, если она разработана правильно, развивает у школьников начальных классов важные качества дисциплинированности и ответственности, они лучше готовятся к урокам, с энтузиазмом работают в школе, такие дети доброжелательно относятся к своим друзьям.

Что касается вариантов организации внеклассной работы, то их может быть огромное количество, главное – не переусердствовать. Ими могут быть и кружки, и секции, и конференции.

Формы работы делятся на массовые, кружковые и индивидуальные. Что касается индивидуальных форм, то они направлены на работу важного качества каждого ребенка – саморазвития.

Индивидуальная внеклассная работа включает в себя номера художественной самодеятельности, а также подготовку различных рефератов, конструирование. Данная форма позволит каждому ученику найти то дело, в котором он сможет достигнуть больших высот в будущем. Поэтому данная деятельность требует от преподавателя, как знаний, так и индивидуального подхода.

Кружковая работа способна выявить и развить творческие способности в том или ином направлении, будь это искусство или спорт. Чаще всего кружки бывают по интересам, а также спортивные. В них проводятся различные занятия – экскурсии, обсуждения литературных произведений, изготовление различных поделок, бисероплетение, вышивание, проведение лабораторных занятий и так далее.

Результат работы чаще всего ежегодно показывается в виде выставок, детских фестивалей, детских смотров, фестивалей и так далее.

Что касается форм массовой работы, то в каждой школе их устраивают чаще всего. К ним относятся различные конкурсы, олимпиады, соревнования, вечера, беседы. Они, как правило, проходят на высоком эмоциональном уровне, они яркие и красочные, поэтому каждому ребенку поднимают настроение, поднимают его боевой дух.

Ребята начальных классов на таких мероприятиях очень активные, помогают товарищам, поддерживают их в трудные минуты перед выступлением, с азартом участвуют в конкурсах, желая победить.

Когда проходят утренники, беседы и вечера, активные школьники берут в них непосредственное участие, демонстрируя свои таланты. А при посещении музеев или при встрече с известными людьми, ребята выступают в роли зрителей. Стоит отметить, что такого рода мероприятия во многом способствуют сплочению коллектива, дружбы и взаимопомощи.

Общепринятой формой массовой работы выступают праздники. Они посвящаются главным датам календаря, юбилеям известных писателей, деятелей науки, спорта и так далее. Кроме того, праздники могут иметь развлекательный или фольклорный характер. Но слишком часто устраивать их не стоит, достаточно будет пяти праздников за один учебный год. В таком случае они будут положительно влиять на детей, расширяя их кругозор.

Большой популярностью и с большим нетерпением дети начальных классов ждут конкурсов, смотров и олимпиад. Ведь именно на них участники имеют возможность раскрыться полностью, показав свои способности. Среди учеников 2-4 классов проводятся довольно часто малые научно-практические конференции. Такого рода мероприятия во многом развивают как детскую активность, так и инициативу.

Ребята по желанию могут создавать сочинения, различные поделки, рисунки и проекты. Кстати, проектная деятельность в последнее время стала очень распространенной, ведь в ней принимает участие определенная группа детей по интересам для того, чтобы работать над каким-то вопросом. Каждый имеет свой объем работы и отвечает за свой определенный процесс.

Школьные олимпиады проводятся по различным учебным предметам. Они проходят в несколько туров, и побеждает самый сильный участник по определенному предмету. Он представляет не только класс, но и школу, поэтому подготовка к олимпиаде должна начинаться с начала учебного года.

Уже несколько лет в начальных классах многих школ проводится научно-практическая конференция. Она, как и олимпиада, проходит в нескольких турах. В первом, отборочном, принимают участие ученики класса, а во втором туре – только лучшие исследователи школы. Главные победители пробуют соревноваться на фоне районной конференции среди младших школьников.

Что касается тематики детских работ, то она бывает самой разнообразной, и с каждым годом только расширяется. К примеру, ученики могут проводить исследование в области филологии на тему «Кто такой домовой? », в области естествознания на тему: «Значение воды для нашей планеты», «Секреты зеленого лука», и так далее. Области, как и темы, могут быть совершенно разные, и школьники могут на выбор работать над определенной темой.

Если участники начальных классов хорошо разбираются в компьютере, то могут использовать для защиты работ компьютерные презентации.

Но какие бы формы внеклассной работы не проводились, не стоит забывать о традиционной и доступной всем форме – классному часу. Он, как и урок, выступает неотъемлемой частью воспитательной деятельности и классного руководителя, всего учебного заведения. Классный час, как и любая форма внеклассной работы, должен включать в себя тщательную подготовку учителя. Он должен подбирать наиболее актуальные темы для его проведения, с учетом возрастной категории и уровня знаний детей.

Перед тем, как начать подготовку к классному часу, нужно поинтересоваться у детей, на какую тему им бы хотелось поговорить.

Нужно учитывать и тот факт, что для детей начальных классов главной выступает игровая деятельность. Поэтому желательно все внеклассные мероприятия нужно готовить в интересной форме.

На уроках также можно организовывать интересные методы внеклассной работы. Для учеников начальной школы устраиваются уроки творчества, встречи с увлечением, путешествия в сказку, дидактические театры, персональные выставки, индивидуальные марафоны, творческие мастерские, предметные КВН и так далее.

Предметные тематические недели могут стать традиционными и устраиваться в каждой школе. Они включают в себя как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

Классные руководители могут проводить интересные конкурсы в своем классе. К примеру, деткам можно поручить еженедельный выпуск стенгазеты, посвященный определенной теме, а в итоге объявить конкурс на лучшую стенгазету, победитель которой обязательно награждается.

Стоит помнить о том, что любой успех должен быть вознагражден. Пусть это будут небольшие, памятные подарки, но им все равно будут радоваться дети.

Тематическую неделю внеклассной работы можно проводить каждый год. Вот примерный ее план:

— Объявление конкурса рефератов по любимому предмету;

— Смотровой конкурс поделок, различных поделок, сделанных своими руками;

— Выставка книг и продажа литературы, конкурс интеллектуалов «В мире кроссвордов»;

— Проведение этнических бесед на моральные темы. Нужно помнить, что к каждой беседе учитель должен готовиться заранее, разрабатывать ее план, подготавливать примерные вопросы, так как дети начальных классов очень хорошо воспринимают беседы, поэтому нужно стараться максимально, чтобы каждый высказал свое мнение по определенному вопросу;

— Путешествие в определенный предмет, проведение конкурса сочинений и различных работ: Каким образом моя жизнь связана с литературой? (историей, математикой и так далее) .

В заключение стоит добавить то, что каждое внеклассное мероприятие должно быть разработано так, чтобы оно понравилось каждому ребенку, поэтому в каждое из них учитель должен постараться вложить максимум усилий.

Автор:    

К записи "Цели и задачи внеклассной работы учителя в начальных классах" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)