В данной статье будут перечислены все основные идеи для проведения интересных уроков по «Окружающему миру» (2 класс), но перед этим нужно подчеркнуть их особую важность и значение для жизни каждого маленького человека. А между тем, каждая практическая работа по окружающему миру 2 класса способна внести огромную лепту в дальнейшее развитие ребенка.
К сожалению, большинство учителей, родителей, да и самих учеников довольно халатно относятся к подобного рода предметам и, нужно сказать, совершенно напрасно, ведь именно благодаря им, дети учатся понимать и оберегать природу, наблюдать за тем, как устроен этот мир, ценить и любить все, что происходит в нем. Для формирования правильного отношения к окружающей среде и приобретения определенных навыков, которые непременно пригодятся человеку в его будущей взрослой жизни, крайне важно изучать такие предметы, как “Я в мире”, “Природоведение”, “Роль человека в окружающей среде” и пр. Нужно сказать, что в последнее время, в связи с довольно неблагоприятно складывающейся экологической обстановкой, Министерство Науки и Образования в значительной мере пошло на встречу организациям, всерьез обеспокоенным данной проблемой, и ввела гораздо большее количество часов, посвященных подобного рода предметам, а также полностью пересмотрела методику их проведения.
Так, например, очень большое внимание уделяется всевозможным внеклассным занятиям и открытым урокам, посвященным теме природы и роли человека в ней, ведь как известно, для того, чтобы постичь все основные процессы, происходящие в ней, человеку необходим опыт, наблюдение и обоняние, то есть — практика. Именно практические занятия помогают малышам максимально эффективно усвоить излагаемый учителем материал и в кратчайшие сроки схватить те самые азы, которые в дальнейшем обязательно лягут в основу их мировоззрения и общего отношения ко всем процессам,
происходящим в природе и мире в целом. Так, например, преподаватель с детьми в теплое время года может постоянно выходить на территорию школьного двора и сада, где они способны наблюдать изменения, происходящие с приходом новой поры года, видеть воочию, как улетают/прилетают птицы, желтеют листья или, напротив, набухают почки с приходом первых теплых весенних деньков, парит в воздухе серебристая, практически невесомая паутинка в бабье лето и т. д. и т. п.
В качестве примера можно привести урок по природоведению, на котором учащиеся второго класса вместе с учителем собирают самые красивые экземпляры листьев, тщательно высушивают их после этого (естественно, для этого понадобится время и общую тему придется разбить на несколько занятий) и после таких нехитрых процедур, составляют красивый гербариум. Можно изготовить общую книгу для классного архива или предоставить ученикам возможность, самостоятельно выполнить каждому свой экземпляр, после чего устроить конкурс на самую лучшую работу с вручением символических призов (медаль «Другу природы», веселые стикеры-наклейки для парты, различные канцелярские принадлежности и пр.). Как вариант, вместо гербария каждый ученик может создать своими руками осеннюю композицию в виде икебаны или даже забавную поделку, добавив при этом к высушенным листьям каштаны, желуди, ягоды или гроздья рябины (при этом плоды можно обвалять в сахаре, придав им эффект инея), перышки птиц, шелковые ленточки и всевозможные аппликации из цветного картона.
Такая работа в классе поможет малышам не только выучить все основные виды деревьев, наиболее часто встречающихся в данных широтах, по их листьям, но и качественно развить их эстетический вкус, чувства прекрасного и мелкую моторику пальцев рук.
Практическое занятие по природоведению может носить и более познавательный характер, ведь каждый ребенок, например, сможет на нем самостоятельно прорастить зерно или какое-то семя под бдительным руководством классного руководителя. Благодаря таким нехитрым манипуляциям, как создание благоприятной среды с помощью маленькой пробирки, ватки и специально подготовленной жидкости, каждый малыш сможет воочию увидеть, как из обыкновенной «семечки» пробивается, что называется, не по дням, а по часам, хрупкий зеленый росток, понять, как зарождается жизнь и насколько огромное значение имеет все живое, что окружает людей. Такой мини-опыт можно провести в любой классном кабинете, а польза его неоспорима, ведь именно таким образом малыши с самого раннего возраста учатся ценить природу и все ее явления.
Очень продуктивно можно поработать на открытых или закрытых уроках по «Природоведению» или «Окружающему миру», если теорию разбавить полезной практикой.
Так, например, каждый первоклассник по подробным рекомендациям их классного руководителя сможет самостоятельно смастерить домик или кормушку для «наших братьев меньших» — птичек, которым, ой, как не сладко приходится в холодное время года, когда нет еды и совершенно негде спрятаться от лютых морозов и ненастья. При этом, крайне важно соблюдать технику безопасности, ведь, как правило, во втором классе ученики еще недостаточно самостоятельны, чтобы свободно обращаться с такими предметами, как молоток и гвозди.
Это вовсе не означает, что от данной замечательной задумки нужно будет отказаться, ведь скворечники и кормушки можно изготовить из уже готовых фанерных или деревянных деталей с заранее просверленными в них отверстиями, предназначенными для скрепления заготовок шурупами и обыкновенной отверткой. Если речь идет об изделиях из фанеры или тонких листов ДСП, то соединять их между собой вполне допустимо с помощью обыкновенного столярного клея (при этом стыки должны быть выполнены в виде зазубрин, предусмотренных для дальнейшего удобного и безопасного соединения). Трудно даже себе представить, каковым будет восторг и радость детей, которые смогут сделать собственными руками такие полезные поделки, особенно если учесть торжественный момент их крепления к веткам и стволам деревьев, растущим в школьном саду. Для этого желательно пригласить кого-то из пап учащихся, чтобы безопасно прибить такие чудо-заготовки.
В проведении уроков и практических занятий по предмету «Окружающий мир», педагогу могут оказать колоссальную помощь такие новомодные гаджеты, получившие широкое распространение в сфере образования, как интерактивная доска или, на худой конец, проектор со специальным тканевым полотном-рулоном вместо монитора, которые управляются с помощью жестов.
Польза таких технологических инноваций неоспорима, ведь с их помощью можно наглядно смоделировать практически любой процесс либо природное явление. Дети, пусть и виртуально, наблюдают за тем, как происходят, казалось бы, самые простые, но вместе с тем трудно объяснимые события в жизни окружающего мира, совершенно неважно при этом, о какой именно среде идет речь — воде, воздухе или даже космосе.
К записи "Цели и задачи практической работы в начальной школе. Организуем практическую работу по окружающему миру во 2 классе" оставлено 0 коммент.