Главная » Школа » Безопасность школьников: методические рекомендации к уроку безопасности в начальной школе
09
Oct

Безопасность школьников: методические рекомендации к уроку безопасности в начальной школе

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Перед тем, как приступить к подробному описанию всех основных тем касаемо столь важного и нужного вопроса, как соблюдение и полное обеспечение детской безопасности в школе, дома, в транспорте и на улице, целесообразно уведомить учителей о том, что материал будет стопроцентно усвоен детьми только при наглядной и эффективной его подаче.

Речь идет о том, что урок безопасности в начальной школе необходимо заблаговременно разбить на несколько частей, рассматривая каждую тему по-отдельности, спустя какой-то определенный интервал времени. Такая мера нужна для того, чтобы дети лучше усвоили материал и успели его закрепить, для чего требуется отдельно предусматривать занятия для быстрого повторения изложенной ранее информации, так речь идет о делах более, чем серьезных. Помимо прочего, сам учитель просто таки обязан с максимальной ответственностью отнестись к поставленной задаче, сменив речитативный менторский тон другими более действенными способами изложения материала. Лучше всего работает именно наглядное рассмотрение всех возможных ситуаций, их инсценировка, как в классном кабинете, так и на школьном дворе и закрепление в виде игровой викторины-опроса, в которой должен принять участие абсолютно каждый ребенок, без исключения.

Как правило, на подобных классных или внеклассных мероприятиях рассматриваются такие темы, как правила дорожного движения (в дальнейшем по тексту ПДД) с полноценным участием в процессе ребенка в роли пешехода, пожарная безопасность и поведение детей в случае возникновения непредвиденных чрезвычайных ситуаций, связанных с возгоранием бытовых приборов, а также оказание первой помощи пострадавшему, вне зависимости от того, что за причина предшествовала негативному ходу событий. Проведение любого из перечисленных выше занятий условно можно разделить на теоретическую и практическую часть. Как правило, педагог сначала любыми доступными способами излагает все самые важные основные положения детям и потом закрепляет их с помощью наглядных примеров, используя любые подручные средства. Но, обо всем по порядку.

Так, не стоит полагаться на то, что именно практика поможет закрепить ребенку полученные знания и излагать теорию, как самую обыкновенную лекцию. Каждый учитель должен вложить в первую часть мероприятия по безопасности все усилия и душу, и придумать, как максимально привлечь внимание первоклассников к рассматриваемому вопросу и заставить их серьезно задуматься. Как известно, не только взрослые, но и дети, любят в первую очередь глазами. Именно поэтому педагог обязан должным образом оформить урок по правилам безопасности, придумав и разработав яркие, красочные плакаты в виде, своего рода, комиксов, которые в свою очередь, наглядно продемонстрируют учащимся две пошаговые инструкции-модели поведения при возникновении наиболее распространенных чрезвычайных ситуаций — правильную и, соответственно, неправильную.

Для создания такого шаблона можно использовать любые подручные средства, но в основном применение находят такие предметы, как тонкая фанера, ватман (формат листа А-1), краски (можно использовать либо традиционную гуашь, либо акрил на водной основе), клей и пр. Идею для создания наглядных иллюстраций можно подсмотреть в сети. Вполне допустимым является вариант, при котором используется уже готовый шаблон по безопасности, который можно приобрести практически в любом канцелярском или книжном магазине, либо скачать из всемирной сети на флеш-накопитель и распечатать на крупноформатном глянцевом листе с помощью большого принтера-плотера, который есть в каждой фото-студии.

Например, если урок посвящен пожарной безопасности, то на плакате должны быть приведены все шаги, которые необходимо в срочном порядке предпринимать при возгорании в помещении (закрытие всех окон/дверей, чтоб сквозняк не распространял пламя, звонок в службу, открытие водяных кранов, расположение в нижней части комнаты, ближе к полу, чтоб не угореть от чада и устранение локального очага с помощью таких подручных средств, как одеяла, полотенца, скатерти и пр.) и на улице (попытка устранения очага возгорания, звонок в службу, привлечение для помощи посторонних людей и пр.).

На шаблон, посвященный ПДД, обычно наносят несколько схем перекрестков с пешеходными зебрами и светофорами и все варианты их прохождения (как правильные, так и неправильные). Также можно использовать рекомендации под общеизвестными лозунгами «Твори добро!» (проведение через дорогу слепых, пожилых и немощных людей и пр.). На плакате по теме «Основы здоровья и правил безопасности» обычно рисуют подробные инструкции по оказанию первой доврачебной помощи, при полученном удушье (угар, вода и т. д.) и наиболее эффективные способы наложения шин и жгутов при открытых ранах, переломах и вывихах.

Для увеличения эффективности усвоения столь важного материала, классный руководитель может использовать даже такие новомодные гаджеты, получившие в последнее время широкое распространение в сфере науки и образования, как интерактивная доска или, на крайний случай, проектор со специальным тканевым рулоном-полотном вместо монитора. С их помощью получится максимально реалистично воспроизвести и смоделировать практически любую ситуацию и оставить очень глубокое впечатление у детей о данном вопросе. После теории обязательно нужно закрепить полученные знания практикой, которая может довольно ощутимо отличаться друг от друга, в зависимости от рассматриваемой темы.

Так, например, при изучении правил безопасности дорожного движения, целесообразно разыграть несколько реалистичных сценок в школьном дворе (в каждом учебном заведении обычно для этих целей предусмотрена расчерченная белой краской территория, имитирующая перекресток с пешеходными переходами). Один ребенок может исполнить роль регулировщика в специальной фуражке с сигнальным жезлом, а преподаватель должен показать детям правила перехода дороги ссылаясь на сигналы, которые он подает. Желательно, чтобы кто-то из детей на время «стал светофором» и поднимал вверх разноцветные кружочки. Тогда учитель сможет, например, объяснить малышам, как стоит вести себя на дороге во время того, как появляется знак «желтый мигающий» и пр.

Во время проведения мероприятия по пожарной безопасности дети обязательно должны посетить специальный уголок с противопожарной техникой и оборудованием, а также пройти краткий инструктаж того, как правильно пользоваться огнетушителем и эвакуационной схемой при возникновении пожара в здании.

Естественно, для любого учебного заведения обязательным условием является наличие таких уголков и схем (последние должны быть расположены по всему зданию). Возможно, кто-то посчитает, что начальная школа не нуждается в проведении таких мероприятий, однако это заблуждение, ведь доказано, что чаще всего неприятности подобного рода случаются именно с теоретически и практически неподготовленными людьми.

Автор:    

К записи "Безопасность школьников: методические рекомендации к уроку безопасности в начальной школе" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)