Главная » Школа » Аномальные дети: специфика развития в школе
12
Sep

Аномальные дети: специфика развития в школе

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Понятие аномальные дети относится к деткам, имеющим психические или же физические дефекты развития. Это особенность подразумевает особые условия воспитательного и учебного процесса с целью коррекции имеющихся недостатков.

Аномальные дети являются предметом изучения особого раздела науки, именуемой дефектология. Отклонения, лежащие в основе данных нарушений, могут быть врожденными или же приобретенными. На формирование подобных аномалий активное действие оказывают вредные влияния на развития плода в период течения беременности, неблагополучные роды, в результате которых ребенок может получить родовую травму или пострадать от асфиксии, а так же наследственный фактор. Приобретенные же дефекты чаще всего становятся последствиями перенесенных в детстве инфекций или полученных травм, интоксикаций.

Первичное отклонение от нормы в последующем может привести к формированию более глубоких нарушений. Например, ребенок, имеющий дефекты слуха, в будущем будет страдать от искажения формирования устной речи, что в будущем приводит к нарушениям в познавательном, а также личностном развитии. Ввиду отставания в формировании психических функций, наблюдается и затруднения в понимании ребенком речи и получении общественного опыта.

Аномальные детипроявляют не только отрицательные стороны, но также и положительные способности, за счет естественной компенсации. Прекрасным примером являются дети, лишенные зрения, за счет чего у них обостряется слуховое восприятие и осязание. За счет сильного развития слуховых рецепторов слепой ребенок может достаточно хорошо ориентироваться в пространстве, а так же составлять описание предметов исходя из своих осязательных ощущений. Положительные особенности развития детей, имеющих нарушения в психическом или же физическом развитии, являются основополагающими моментами, на которые необходимо обращать пристальное внимание при разработке системы обучения и методов воспитания аномальных детей.

Опираясь на сохраненные функции, аномальные дети приспосабливаются к окружающему миру. Развитие детей, имеющих те или иные подобного рода нарушения, подчиняется тем же самым закономерностям, что и у деток, не имеющих никаких отклонений. Однако для того, чтобы развитие ребенка было максимально реализовано и наиболее приближено к положенному для данного возраста, требуется особое педагогическое воздействие, которое будет направлено на коррекцию с учетом специфики нарушений.

Основным направлением подобного влияния является преодоление вторичных нарушений и предотвращение их формирования. Оптимальным результатом в данном случае становится компенсация нарушенной функции педагогически или технически.

Обучение аномальных детей производится в соответствии с особой теорией дефектологии – специальной дидактикой. Общие дидактические принципы, лежащие в ее основе, выстраиваются в связи со спецификой нарушения. Например, принцип наглядности для деток с нарушением зрения исключает использование зрительного анализатора, но заменяет его слуховыми и осязательными функциями.

Аномальные дети усваивают знания, умения в процессе постоянной адаптации организма в связи с имеющимся нарушением. То же относится и к формированию личности ребенка. Специальное обучение позволяет менять соотношение теоретических и практических знаний, в результате чего практика становится одним из главных способов получения знаний.

Сознательность и активное участие ребенка в процессе обучения достигаются путем соблюдения принципа наглядности, а так же практической направленности деятельности. Кроме специфики отклонений учебная программа должна предусматривать и уровень психического развития каждого ребенка.

Аномальные дети, проявляющие наибольшие способности, могут при наличии специальных индивидуальных средств, обучаться в обычных общеобразовательных школах. Кроме того, они должны успевать за общим темпом обучения. Однако даже способные дети, имеющие нарушения в развитии, должны быть под наблюдение педагога-дефектолога.

Для большинства же детей с аномалиями развития наиболее успешным в плане социальной адаптации и получения качественных знаний, с учетом имеющихся особенностей, становится обучение в специальных школах.

В зависимости от типа нарушений аномальные дети разделяются на несколько категорий:

Дети, которые имеют нарушения зрительной функции. Слепые дети характеризуются полным отсутствием зрения, либо его остаточной функцией, проявляющейся в восприятии света или остроты зрения не превышающей 0,0 4 при коррекции очками. Основным средством познания для таких детей становится осязание и слух. Дети, сохранившие остаточное зрение, воспринимают окружающий мир в виде неточных образов.

Данный дефект обуславливает специфические особенности развития: трудности в оценке пространства и его признаков, таких как, местоположение, расстояние, направление. Кроме того наблюдается задержка в формировании движений, изменения эмоционально-волевого характера.

Работа педагога-дефектолога со слепыми детьми направлена на развития у них чувственного восприятия мира. Процесс воспитания, направленный на развитие компенсационной адаптации за счет усиления сохранившихся функций, необходимо начинать с самого раннего возраста. Одну из главных ролей в этом выполняет речь. Важно сформировать и закрепить у ребенка связи между словом и предметом или действием. Кроме того словесное описание взрослого ребенок должен подтвердить осязательно. В дальнейшем ребенок учится передвигаться самостоятельно с учетом своих слуховых и осязательных ощущений. Особую роль в развитии познавательных и мыслительных процессов играет практическая деятельность.

Дети, сохранившие остаточное зрение, нуждаются в развитии остатков зрительного восприятия. Для этого применяется использование красочных картин, иллюстраций, фильмов. Аудиовизуальные средства значительно улучшают учебный процесс и сокращают время необходимое для усвоения той или иной информации.

Ослепшие дети имеют приобретенный характер аномалии и сохраняют в памяти визуальные образы, начиная с 3-4 лет. Объем представлений о мире у таких детей значительно шире, чем у слепых от рождения. Эффективное использование зрительной памяти в совокупности со словесным описанием предметов позволяет оптимизировать процесс получения и усвоения знаний. Однако ослепшие дети, так же как и слепые от рождения, в своей познавательной деятельности опираются на слух и осязание. Эти дети должны заново учиться основным видам деятельности, самообслуживанию, опираясь на сохранившиеся функции анализаторов. Важным моментом является своевременная и правильная помощь ослепшему ребенку в его дальнейшей адаптации к окружающему миру.

Детки с нарушениями слуха могут быть как слабослышащими, так и полностью глухими. В связи с отсутствием слухового восприятия внутренний мир ребенка обедняется, возникают проблемы с формированием устной речи. Наименьшее отставание в психическом развитии достигается ранним началом специального обучения ребенка.

Однако даже обучение с учетом специфики дефектов развитие устной речи отстает от нормы и имеет ряд особенностей. Гораздо легче аномальные дети с нарушениями слуха осваивают предметные понятия, чем обозначения каких-либо действий или абстрактных явлений или слов с переносным значением. В связи с данным дефектом возникают затруднения в развитии познавательных процессов, общении со слышащими, возможности собственных высказываний.

Оглохшие дети, в зависимости от возраста потери слуха, сохраняют речевые функции и возможно письменную грамотность. Важным моментом в процессе обучения таких детей становится зрительное восприятие (чтение с лица) . Одновременно проводится обучение чтению.

Остатки слуха используются крайне осторожно с учетом медицинских показаний. Ввиду того, что слабослышащие дети страдают пониженной слуховой функцией, у них так же могут возникнуть речевые дефекты.

Аномальные дети, для которых характерны нарушения умственного развития, исходя из степени отсталости, нуждаются в определенном педагогическом подходе.

Идиотия – наиболее глубокая форма нарушения умственного развития. Таким детям недоступно осмысленное восприятие окружающего мира, развитие речи крайне затруднено и ограничено. Кроме того элементарные навыки самообслуживания так же формируются крайне затруднительно. Дети- идиоты с согласия родителей содержатся в специальных учреждениях, где им обеспечивается должный уход и медицинская помощь.

Имбецильность характеризуется меньшей по сравнению с идиотией степенью отсталости. Имбецилы имеют возможность освоения речевой функции, формированию простых практических навыков. Однако трудности восприятия, памяти, коммуникации, мышления делают таких детей практически необучаемыми. Дети – имбецилы, так же как и идиоты, обречены на дальнейшее помещение в специальные интернаты. За счет возможности формирования простых трудовых специальных навыков и умений, в дальнейшем имбецилам доступна работа в специальных мастерских.

Дебильность — одна из самых легких степеней отсталости. Сниженный интеллект не позволяет детям-дебилам проходить обучение в общеобразовательных (школа) и общеразвивающих (детский сад) учреждениях, не имеющих специальной направленности. Такие дети испытывают затруднения в получении и усвоении знаний, в установлении связей между понятием и его определением. Низкий уровень интеллектуального развития подразумевает ограниченный круг профессионально- трудовой деятельности.

Аномальные дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют частичное или полное ограничение в произвольных движениях. В соответствии с тяжестью нарушений дети подразделяются на 3 группы.

В первую группу входят дети, страдающие от последствий перенесенных заболеваний или ранее полученных травм, вследствие чего проявились изолированные нарушения стоп или кистей. Обычно, подобные дефекты не ограничивают детей от обучения в общеобразовательных школах.

Вторую группу составляют дети, страдающие от заболеваний, непосредственно связанных с работой опорно-двигательного аппарата, но сохранивших двигательную функцию. Для таких детей так же сохраняется возможность обучения в общем потоке, однако, некоторое ограничение движений делают данный процесс проблематичным.

Третья группа включает в себя детей с церебральным параличом или имеющих последствия перенесенного полиомиелита. Эта группа детей так же может обучаться по общеобразовательной программе, однако стоит учитывать при этом определенные особенности как психического, так и физического развития. Так детки с последствиями полиомиелита могут в дальнейшее отличаться замкнутостью характера, неуверенностью в своих силах, психической неустойчивостью. Правильный педагогический подход позволит избежать подобных проявлений.

Детский церебральный паралич накладывает на ребенка определенный отпечаток в виде апраксии, гиперкинезов, речевых нарушений, задержке формирования познавательных, практических навыков, представлений о времени и пространстве.

Ведение коррекционной работы с детьми, которые имеют аномалии развития в рамках общественных учебных заведений – одна из наиболее деликатных тем современной педагогики в нашей стране. За последнее десятилетие проделана огромная работа, направленная на введение коррекционной практики в учебных заведениях и оказание помощи детям с дефектами развития в их социальной адаптации.

Аномальные дети требуют к себе особого отношения в ходе учебного процесса, а потому обязанностью педагога становится не только обучение детей конкретным дисциплинам, но и помощь в их социальной адаптации.

Автор:    

К записи "Аномальные дети: специфика развития в школе" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)