Анализ педагогических ситуаций позволяет осмыслить педагогический процесс, Любой процесс складывается из отдельных моментов, в которых так или иначе общаются его участники.
В ходе педагогических ситуаций учителя и школьники взаимодействуют между собой, а итогом этого взаимодействия является становление личности школьника. Любая деятельность – игра, учёба, работа, общение – состоит из множества межличностных взаимодействий. Стоит рассмотреть педагогические ситуации, которые возникают в ходе обучения и воспитания детей школьного возраста.
Под «педагогической ситуацией» понимают комплекс условий, в которых находятся педагог и учащиеся, оказывающие друг на друга эмоционально-интеллектуальное воздействие. Это не только противостояние: ученик за партой – учитель у доски. Это общение во время перемен, в нерабочее время, встречи вне школы. Именно из этих важных моментов, каждый из которых рассматривается отдельным элементом, и складывается учебно-воспитательный процесс.
Каково значение педагогических ситуаций? Во время них происходит формирование личности школьника, овладение им необходимыми знаниями, умениями, навыками, убеждениями и ценностями. Педагогические ситуации не проблемными не бывают, поскольку требует совместного решения определённых задач путём преодоления наличных обстоятельств и достижения новых знаний и умений в условиях, которые могут быть незнакомыми и непонятными. Парадокс межличностного общения заключается в том, что ситуация может быть незнакома и учителю. Он должен подобрать оптимальное решение, чтобы у ученика правильно сформировывались нужные взгляды и навыки.
Педагогические ситуации, по характеру своего возникновения, бывают двух типов. Во-первых, они бывают стихийными, то есть складываются спонтанно, как часть учебно-воспитательного процесса, в ходе занятий. Во-вторых, могут специально создаваться учителем с целью воспитания у школьников определённых качества.
Различают педагогические ситуации, в зависимости от места их возникновения: на уроке, вне уроков, на улице и т. д.
По степени оригинальности, выделяют стандартные, то есть обычные и повторяющиеся, и нестандартные педагогические ситуации.
Стандартные ситуации чаще всего происходят в типичном месте для обоих взаимодействующих сторон, когда учитель объясняет учебный материал. Обычно такие моменты являются типичными, роли расписаны, и учитель только должен максимально доступно давать знания и контролировать, как ученики их воспринимают. В качестве индикатора восприятия чаще всего применяется практика, когда учеников просят задавать вопросы. В бытовые моменты учителю приходится ориентироваться мгновенно.
Исходя из заложенных противоречий, ситуации могут быть конфликтными и бесконфликтными.
Можно привести пример ситуации, которая может быть и конфликтной, и бесконфликтной. Учитель вызывает ученика к доске, тот не может ответить. От учителя во многом зависит, как на данном этапе сложится общение и разовьется ли конфликт. Учитель может посадить ученика, поставив ему двойку, сказать, что вызовет еще раз, или с помощью наводящих вопросов и совместных рассуждений добиться усвоения материала.
Кроме того, выделяют проблемные и производственные педагогические ситуации, ситуации успеха – когда учеников приходится сдерживать от излишнего проявления эмоций – и морального творчества.
Анализ педагогических ситуаций позволяет выделить определённые задачи, перед которыми оказались учитель и ученики в определённых условиях. Проведение анализа ситуация необходимо для оценивания педагогического процесса и выяснения его результатов. Во всех типах педагогических ситуаций их участники оказываются перед необходимостью решить педагогические задачи, которые различаются по целям взаимодействиям между преподавателями и учащимися:
Педагогические задачи по обучению заключаются в том, что учитель должен преподать ученикам материал урока, проверить его выполнение и «учить учиться» школьников, то есть прилежно относиться к учёбе, уметь конспектировать, находить нестандартные решения заданий и т. д.
Также учителя должны заниматься воспитанием, то есть помогать школьникам вырабатывать определённое отношения к себе, окружающим и миру в целом, развитие творческого отношения к действительности и формированию нравственных качеств.
Педагогические задачи по совместной деятельности учителя и учеников включают в себя выбор преподавателем оптимальных способов воспитания учеников и средств для обучения, организации учебной деятельности школьников, создание условий для развития самостоятельности в учебе и проявления творческих способностей, а также формирование общественного мнения учебного коллектива.
При взаимодействии учеников и учителей учителя начинают правильно реагировать на внештатные моменты, а у учеников вырабатываются новые знания, умения, навыки, убеждения и ценности, которые необходимы для детей школьного возраста. .
Анализ педагогических ситуаций показывает эффективность учебно-воспитательного процесса, в котором учителя и ученики взаимодействуют при выборе методов и средств решения задач и организации коллективной деятельности.
К записи "Анализ педагогических ситуаций: что нужно знать преподавателю?" оставлено 0 коммент.