Главная » Школа » Адаптация ребенка к школе: трудности адаптации
21
Oct

Адаптация ребенка к школе: трудности адаптации

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Пожалуй, самый волнительный момент в жизни школьников и их родителей — это последний звонок. Банты, ленты, поздравления. . . Дети выходят в новую жизнь. Однако не меньшим, а может большим стрессом для ребенка является первый звонок.

Для большинства детей поход в школу — это радость, едва ли не первое значимое событие в жизни малыша, повод для гордости, ведь он теперь совсем большой!

Для большинства же родителей — это самый настоящий стресс. Нужно одеть ребенка, обеспечить всем необходимым, проследить за выполнением уроков. . . Большинство родителей в первую очередь волнует вопросы учебы, то, как ребенок будет ходить в школу, какие оценки получит, как сложатся отношения с учителями. Несомненно, все это важно, но все же главной задачей каждого родителя является помочь своему сыну или дочке адаптироваться в новой для него «среде обитания». Ведь для ребенка это еще больший стресс, так как сразу после линейки и первого звонка он начинает понимать, что школа — это не дом, и даже не детский сад. Это что-то новое, неизведанное. Часто новоиспеченный школьник страдает от больших нагрузок, вдруг свалившихся из неоткуда, новых правил (а еще вчера он делал что хотел в любое время) . Поэтому очень важно помочь ребенку осознать его новую роль, пережить период адаптации вместе с ним.

Адаптация ребенка к школеобычно занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Зависеть это может от разных факторов. И от характера ребенка, от того, как складываются отношения в школе, имелось ли у него регулярное общение с другими детьми до школы и др. Но даже если ребенок посещал детский сад или кружок, школа — это совсем новая жизнь.

Первое, о чем следует помнить родителю — не стоит требовать от первоклассника слишком многого. Часто родители с первых дней начинают внушать ребенку, что он должен быть первым, самым лучшим, учиться только на пятерки и т. п. Ребенок и без того испытывает волнение. Не стоит требовать от него запредельного. Позвольте ему побыть просто первоклассником, хотя бы на начальных порах.

Часто стресс виден невооруженным глазом: малыш становится бледным, вялым, может жаловаться на головные боли и боли в животе, плохо спит.

Психологически это может проявляться в качестве капризов и даже истерик. Ребенок ни с того, ни с его может стать раздражительным и даже грубым, вдруг начать хамить старшим. Но не стоит ругать его, стресс таким образом проявляется и у взрослых, однако ребенку пока не хватает мудрости сдерживаться.

Не всегда стресс проявляется негативно. Иногда ребенок, напротив, может стать удивительно дисциплинированным: самостоятельно готовить уроки, без напоминания складывать портфель, вставать после первого звонка будильника. Родители в такой ситуации очень радуются, это ж надо, еще вчера был ребенком, а сегодня уже совсем взрослый! Но это только так кажется. Ребенок не может в одночасье стать большим. Такая несвойственная малышу дисциплинированность — свидетельство сильного стресса. Вообще любые резкие изменения в поведении должны настораживать. Поэтому родителю необходимо проявить чуткость. Ведь задача родителей и учителей не только дать как можно больше знаний, но и вырастить физически и психически здоровых членов общества.

Первым шагом на пути к привыканию может стать режим дня. Это очень важно составить его лучше вместе с ребенком. Только так можно все успеть, а успеть нужно не мало. Не только подготовить уроки, но и погулять, а свежий воздух для здоровья ребенка очень важен. Хорошо, если удастся уместить в расписание 2 прогулки, в обед и вечером. Вечерняя прогулка особенно полезна, после уроков и компьютера она позволит отдохнуть, обеспечит хороший крепкий сон. Можно чередовать вечерние прогулки с мамой и папой. Такое времяпрепровождение расслабляет, то это может стать поводом провести со своим чадо немного времени, а также для разговора по душам. Прогулка должна длиться примерно 1,5 — 2 часа.

Кроме этого, на первых порах первоклашка может сильно уставать, а значит нужно вписать в расписание и дневной сон. Очень важно, чтобы ребенок высыпался. От недосыпа и взрослый чувствует себя плохо, что говорить о ребенке. Если взрослому приходиться «досыпать» на работе, то ребенок будет делать это в школе, стоит ли говорить, что внимание и как следствие, эффективность обучения значительно снижаются при таком раскладе. Если с утра ребенок поднимается тяжело, то нужно увеличить время на сон. В этом возрасте ребенку нужно не меньше, чем 11 часов для сна. Лучше, если засыпать он будет не позднее 9 вечера. Не стоит играть перед сном в возбуждающие игры, особенно в компьютер. Лучше приучить малыша принимать теплую ванну или выпивать стакан молока. Утром также нужно организовать достаточное количество времени на сборы, чтобы малыш не чувствовал спешки. Очень важно хорошо позавтракать, спокойно одеться, настроиться на рабочий лад. Когда малыш выспался, он в хорошем настроении, то и успехи не заставят себя долго ждать.

Даже не смотря на достаточное количество сна, прогулок и питания, ребенок не всегда будет внимательным и аккуратным, это то, что важно запомнить каждому родителю. Слишком часто от малыша требуют того, что он не в силах пора сделать. Даже самый талантливый ребенок не всегда аккуратно пишет в прописях, он вполне может отвлечься на уроке, дернуть за косичку соседку по парте. Это нормально, здоровое развитие ребенка. Каждый учитель знает, что из прилежной первоклассницы может вырасти весьма посредственная ученица, а испачканные чернилами прописи могут превратиться в грамоты, свидетельствующие о победах в олимпиадах по математике, важно принимать ребенка таким, какой он есть.

Никогда нельзя упрекать ребенка. Да, может он пока не слишком хорошо читает, пишет или и т. д. Но не стоит так волноваться. Любой здоровый ребенок в итоге все равно научится писать, читать и считать. И уж тем более нельзя сравнивать его с другими детьми, ни в чем и никогда. Он такой, какой есть. «Вон, посмотри, как какая Валя молодец! А ты так не можешь. » — Такие слова могут ранить ребенка очень глубоко.

Не надо стыдить ребенка: «Такой большой, а за собой не убираешь», «Школьница, а так себя ведешь», «Ты должен/должна теперь то/это». Не пугать: «Будешь плохо учиться, станешь поломойкой/дворником». Нужно не пугать ребенка, а наоборот внушать оптимизм, важно, чтобы ребенок поверил в себя и в то, что все будет хорошо, даже если сейчас немного трудно.

Еще один важный момент — это поощрение в ребенке ребенка, школа призывает к дисциплине, а значит взрослению, отсюда и стресс. Поэтому если первоклашка хочет взять с собой игрушку в школу, в этом нет ничего страшного, напротив, это даже полезно. Многие дети так делают. Любимая вещь может подарить малышу радость, успокоить.

Возвращаясь к теме не требовать от ребенка слишком много, важно вот еще что, не надо «вешать» на новых обязанностей. Их и так много. Готовить уроки, собирать портфель, приходить к началу занятий вовремя — это обязательно. А вот готовить свою одежду — лучше пусть это еще немного побудет маминой заботой.

Если ребенок очень уставший, то нет ничего ужасного в том, чтобы оставить его на денек дома или не сделать домашнее задание, правда об этом нужно заранее предупредить учительницу. Кроме этого, на время адаптации лучше отказаться от секций и кружков, если только они не спортивные.

Спорт важен в жизни человека, а для здоровья и правильного развития ребенка и подавно. Два-три урока физкультуры в школе совсем не достаточно. Поэтому ели родители не желают видеть своего кроху болезненным и неактивным, лучше позаботиться о физ. нагрузке. Во-первых, в режим дня обязательно должна входить зарядка (можно делать ее вместе) и игры на свежем воздухе. Время прогулки должно составлять 3-4 часа. Чтобы привить интерес не только к учебе, но и спорту, можно организовать походы в различные секции, бассейн, единоборства, танцы — главное, чтобы это нравилось ребенку. Иногда достаточно поездки на велосипеде и подвижных игр во дворе.

Человек — существо социальное. Поэтому для скорейшей адаптации ребенку нужно завести друзей. Этому также можно поспособствовать, если положить в портфель конфетки, шоколадки и т. д. Маленькие интересные вещички, игрушки — это позволит малышу влиться в коллектив быстрее. И, конечно, держать связь с учителем необходимо.

Можно дать мобильный телефон. Но не для игры, так ребенок сможет всегда услышать родной голос, а это не мало.

Не всегда адаптация ребенка связана с начальным звеном. Адаптация к средней школетакже не всегда проходит гладко. Смена учителей и позиций, новые, более высокие требования, новые сложные предметы, хождение по кабинетам — все это порождает не только интерес.

Если в начальном звене учительница — это вторая мама, которая заботиться, а не только ведет уроки, то здесь появляется много преподавателей с разными привычками и требованиями, к которым необходимо привыкнуть.

Требования во многом возрастают. Теперь мало прочитать учебник, нужно уметь привлекать дополнительные источники, писать рефераты, заниматься самообучением, анализировать и делать выводы.

Не страшно, что ребенок повзрослел. Родители по-прежнему могут помогать выполнять домашние задания (но, конечно, не делать из-за него) . Для этого нужно установить время и неукоснительно ему следовать. Следует больше разговаривать теперь уже с подростком, спрашивать про школу и предметы, пусть он почувствует свою значимость. Очень важно, чтобы в этот период дома была стабильная и уютная атмосфера.

Адаптация ребенка к школе — период, который родителям нужно пережить вместе со своим чадом, главное — терпение. Вместо того, чтобы ругать — обнять. А совместные игры и прогулки — это то, что так необходимо маленькому человечку.

Автор:    

К записи "Адаптация ребенка к школе: трудности адаптации" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)