Социальное развитие детей дошкольного возраста – непростой процесс, особенно в современном нестабильном мире, когда многие ценности утратили свое первоначальное значение и моральные и этические нормы больше не являются обязательными для исполнения.
При формировании личности ребенка учитываются многие факторы, получение определенных навыков для выживания, умение распознавать эмоции, но мало кто уделяет должное внимание именно социальному развитию детей дошкольного возраста, то есть обучению ребенка соблюдению законов морали и нравственности, уважению к культурному наследию, а также сложившимся устоям их близкого окружения. Принято считать, что эти обязательные для всех понятия усваиваются сами собой на протяжении первых лет жизни. На личность ребенка оказывают влияние не только родители и учителя в школе, а также обстоятельства жизни и среда обитания, моральные устои ближайшего окружения и даже услышанное случайно слово на улице. Ребенок учится жить и взаимодействовать с окружающим миром, глядя на своих родителей и сверстников, он копирует их манеру поведения и принципы.
Социальное развитие ребенка дошкольного возраста – это, прежде всего, адаптация в мире и своеобразный механизм выживания, так как вне социума люди практически не выживают или живут не полноценной жизнью. Любому человеку присуще желание быть любимым, нужным, быть частью социума, а без определенных навыков общения и соблюдения правил частью общества не стать.
Самое большое влияние на ребенка оказывают родители, так как именно они дают ребенку базовые знания о правилах существования в обществе, на которые ребенок будет опираться, когда станет частью более многочисленной социальной группы, чем семья.
Социальное развитие детей дошкольного возраста включает в себя формирование основных правил для успешного существования в обществе. К примеру, коммуникабельность и знание общепринятых правил в определенной социальной группе. Чтобы жить с людьми ребенок должен уметь общаться, выражать свои мысли и желания, а также не должен нарушать сложившиеся устои, так как они, как правило, формируются годами и под воздействием многих факторов.
У ребенка должно сформироваться чувство собственного достоинства и положительного отношения к себе, а также каждый малыш должен быть уверен в любви близких им людей, это вселит в него уверенность и даст гарантию безопасности. Ребенку нужно прививать положительное отношение к окружающему миру, он должен чувствовать, что мир не отрицательная среда, а полная чаща возможностей для собственной реализации.
Важно дать ребенку понятие стабильности в виде общепринятых норм этики и морали, так как, только соблюдая законность можно чувствовать себя в безопасности. Нужно прививать ребенку уважение к старшим и терпимость по отношению к разным людям, так как чрезмерная гордыня или пренебрежительное отношение может привести к неоднозначным последствиям. Нужно развивать в ребенке доброту, сострадание, всепрощение и любовь ко всему человечеству, независимо от расы и вероисповедания, а также возраста и профессиональной деятельности.
Нужно приучать ребенка к труду и ответственности за свои поступки, а также целеустремленности и желанию осуществить свои мечты. Каждый человек должен трудиться на благо общества и привносить частичку себя на общее благо. Убедите ребенка, что без продуктивного труда не будет самореализации и материальных благ, не будет уважения со стороны людей и возможности чувствовать себя нужным.
Еще один важный этап социального развития детей дошкольного возраста — формирование в ребенке умения избегать конфликтов с помощью компромиссов и разговора, а также при создании определенных условий умение постоять за себя и свои принципы.
Конечно, эти условия базовые, есть множество других, которые должны развиваться в ребенке на протяжении всего периода формировании личности. При социальном развитии ребенка дошкольного возраста именно в детсадах учитываются индивидуальные особенности и способности каждого, проводиться работа над развитием доминантных черт и производиться, при надобности, корректировка социально-личностных проблем, и что важно основным направлением является взаимодействие всех приобретенных навыков в межличностных отношениях, то есть в социальной группе среди своих сверстников.
Хорошая статья, но немного наивная. В современном обществе человек человеку -волк. Сложно выжить с такими идеалистическими установками.
Все правильно написано. Только социальное развитие дошкольников определит его поведение в обществе во взрослом возрасте.
Статья правильная, но в жизни все неоднозначно. Социальное развитие дошкольников должно научить их выживать в агрессивном внешнем мире.
В наше время социальное развитие дошкольников тема действительно сложная и неоднозначная.