Тема школьных поборов, существующая с момента основания первых школ, актуальна и сегодня. Это настоящий бич в условиях нынешнего состояния экономики, но всегда ли подобные «поборы» являются официальными и можно ли с ними справиться?
Как показала практика, справиться можно с задачей любой сложности – было бы желание и решимость с нею бороться.
Но многие родители предпочитают закрывать глаза на процветающую школьную коррупцию – так удобнее и спокойней. Не нужно переживать, что учитель несправедливо занизит оценку, не надо расстраиваться, что одноклассники начали к чаду хуже относиться, дёргаться из-за звонков родительского (или попечительского) комитета и вникать в ежеквартальные отчёты.
Всё просто в наше время, так же как и всегда – хочешь спокойной, безпроблемной жизни – плати, «отстёгивай» каждому, кто протянет к твоему кошельку жадные ручонки.
Если обращаться к законодательству РФ, то можно увидеть, что требовать от родителей какого-либо дополнительного финансирования школы не имеют права. Всё оплачивается из государственного бюджета. В Москве и прилежащей области – даже охрана школ, чего не наблюдается в других регионах.
То есть, любые сборы денег в школе, к которым принуждают родителей школьников дирекция общеобразовательных учреждений, являются незаконными и влекут за собой уже не административную, а уголовную ответственность. Совсем другой коленкор в негосударственных образовательных учреждениях, но там и поборов не существует: всё по взаимной «любви», всякая финансовая трата подтверждается договором, чеком, подписью и печатями.
Родители имеют право добровольно помочь школе: финансами или транспортом, закупкой мебели или техники, ремонтом и проч. Но, чтобы это не выглядело вымогательством и взяткой, между родителем и дирекцией школы должен быть заключен официальный договор. То есть, выплаты должны осуществляться через банк, на товары и услуги должны быть представлены соответствующие документы.
Когда материальная помощь школе считается коррупцией? Во многих случаях.
Во-первых, с родителей не имеют права требовать вступительный взнос в любом размере при поступлении ребёнка в первый класс, особенно, если это учебное заведение приписано к району, где проживает семья первоклассника.
Во-вторых, (правда, этот пункт относится только к столице РФ и столичной области) принуждение к оплате охранных услуг. Подобного рода услуги в Москве оплачиваются из государственной казны.
В-третьих, обязательная оплата родителями школьных трапез ребёнка, если он проводит в школе большую часть дня, обучаясь по «системе полного дня».
В-четвёртых, предоставление обучающимся в старших классам ученика альтернатива: денежный взнос или уборка прилежащей территории.
В-пятых, ежемесячные поборы для какой-либо необходимости класса.
В-пятых, ежеквартальные поборы в кассу школы: на ремонт, учебники, закупку техники и мебели и т.п.
В-шестых, оплата разными частями: часть идёт в благотворительный фонд, открытый для какой-либо школы, часть – наличными в руки преподавателей или директора, или кого-либо из родительского комитета.
В-седьмых: крупным нарушением является не предоставление отчётности за потраченные родительские средства. Если речь идёт о каком-либо крупном приобретении или значительной услуге (к примеру, ремонт крыши) родителям обязаны отчитаться и предоставить смету либо договор, чеки.
Не все школьные поборы можно рассматривать как коррупцию, например, передача классному руководителю и кому-либо из педагогов, представителю родительского комитета незначительной суммы на покупку билетов в театр или какое-либо представление, покупки подарков для организации детского праздника. Самое главное, чтобы это были действительно добровольное пожертвование.
Представители министерства образования отзываются о «поборах» двояко: есть и негативные точки зрения, но есть и позитивные. С одной стороны, когда родитель хочет, чтобы его ребёнок учился в лучшей, чем есть, школе и добровольно делает больше, чем его просят – это хорошо. Поскольку, не смотря на то, что бюджет финансирует учебные образования в достаточном количестве, денег на некоторые внеплановые нужды может и не хватить.
Но, опять таки – добровольный взнос от вымогательства отличает полная прозрачность финансовых операций, когда можно по чекам, договорам и квитанциям проследить путь от кошелька «благотворителя» и до конечного результата: найма рабочих, покупки техники, учебных пособий, замены стеклопакетов и т.д. и т.п.
Но что делать, если деньги на самом деле вымогают, применяя для этого «грязные» приемы психологического давления на родителей посредством травли ребёнка: несправедливо заниженных оценок, оскорбительных замечаний в его адрес и адрес его родителей, разгромных выговоров на родительских собраниях и так далее?
Если папы-мамы в самом деле уверены, что чаду занижают оценку, вымогая «добровольный взнос», следует провести независимую экспертизу оценки знаний ребёнка и на основании полученных данных обращаться в прокуратуру с требованием провести проверку в учебном заведении.
В наше время активного развития высоких технологий, у каждого учебного заведения должен быть свой информационный интернет-ресурс, где каждый из родителей должен иметь возможность осведомиться о текущих финансовых делах общеобразовательного заведения.
Отсутствие официального сайта или какой-либо информации на нём, как считает Алёна Шахова, руководитель Службы финансового контроля, является серьёзным нарушением и первым «звоночком» для недоверия к финансовым операциям этого учреждения.
Ещё один способ борьбы с нечистым на руку руководством школ и детских садиков – обращение в Департамент образования. Для того чтобы подать жалобу или потребовать разобраться в сложной ситуации, достаточно заполнить форму на сайте educom. ru
(для Москвы). Однако есть один нюанс: хоть анонимные сообщения рассматриваются наравне со всеми, но оперативные мероприятия по такому сообщению проводятся только в случае явной угрозы заявителю. Департамент образования и так проводит политику конфиденциальности по отношению к родителям, обратившимся к ним с жалобой или просьбой. А реакция на обращения с обратным адресом намного более оперативна, и в любом случае не превышает установленный законодательством срок – четырнадцать дней.
Таким образом, если родитель под давлением представителей учебного учреждения или родительского либо попечительского совета вынужден «добровольно» сдавать деньги, он не только имеет права требовать детального отчёта, но может отказаться от уплат взносов и обратиться в прокуратуру, Департамент образования либо Общество защиты прав потребителей образовательных услуг.
Они обязаны провести проверку учебного заведения в положенный по закону срок и принять соответствующие меры. Но делать это следует только в том случае, если родитель или опекун учащегося на самом деле уверен, что на него оказывают давления с целью незаконного получения денежных средств.
Выбор бороться или не бороться с коррупцией в общеобразовательных учреждениях — личный выбор каждого. Но денег много не бывает, и однажды такое учреждение может оставить своего «благодетеля» без последних штанов.
К записи "Школьные поборы: можно ли бороться?" оставлено 0 коммент.