Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это развитие правильного восприятия малыша и формирование определенных представлений о свойствах разных предметов: цвете, форме, величине, вкусе, запахе и так далее.
Значение сенсорного развития невозможно переоценить. В дошкольном возрасте ребенку необходимо совершенствовать деятельность органов чувств, накапливать представления о мире вокруг нас.
Готовность детей к занятиям в школе в значительной степени зависит именно от сенсорного развития. Многие психологические исследования показывают, что большая часть каких-либо трудностей, с которыми сталкиваются дети в начале учебы, вызвана недостаточной гибкостью и точностью восприятия.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это основа интеллектуального развития, формирования разных навыков. От этого зависит не только успеваемость детей, но и выполнение различных видов деятельности уже в будущем.
Занятия, ориентированные на сенсорное развитие, предполагают знакомство малыша с рисованием, лепкой, конструированием, речью, аппликацией. Данные разновидности деятельности требуют регулярного наблюдения за внешними и внутренними свойствами предметов. Для того, чтобы, к примеру, точно передать какой-то предмет в процессе рисования, детям нужно правильно воспринять форму, цвет, положение этой вещи в пространстве.
Существуют различные этапы сенсорного развития детей дошкольного возраста. Первые впечатления о мире человек получает в самые ранние годы. В возрасте 4 лет малыш уже закрепляет знания о соотношении каких-либо предметов по отношению друг к другу, более сложной их форме, а также оттенках. Ребенок может формулировать четкие словосочетания, которые в дальнейшем позволяют ему описывать мир вокруг.
В 5 лет у ребят уже начинает развиваться аналитическое восприятие. Оно характеризуется способностью сочетать формы и цвета друг с другом, выделять категории воспринимаемых вещей.
Сенсорными эталонами называют общепринятые образцы свойств предметов. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста предполагает знакомство малышей с такими эталонами, как 6 цветов, потом 7 цветов спектра, 3 разные градации величины, а также 5 геометрических форм.
Усвоение малышами сенсорных эталонов – достаточно длительный и сложный процесс. Полностью дети овладевают ими уже в школьные годы.
На первом этапе детей знакомят с сенсорными эталонами. Ребята сопоставляют их между собой, выбирают одинаковые и стараются запомнить их названия. Позже малышей учат различать оттенки цветов. У дошкольников появляется четкое представление о разновидностях разных свойств. Все это позволяет усваивать системные связи, а также зависимости между ними.
После закрепления представлений о разновидностях каждого из свойств, ребята начинают применять данные представления для анализа свойств предметов. То есть сенсорные эталоны используются в качестве своего рода единиц измерения.
В детстве ведущей является предметная деятельность, которая невозможна без правильного сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Прочная связь интеллектуального и сенсорного развития обусловлена тем, что сенсорное воспитание производится во время разных видов занятий: труда на природе, изобразительной деятельности и т. д. Данные занятия предполагают активное участие как умственных, так и сенсорных процессов.
В процессе сенсорного развития детей дошкольного возраста нужно ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка.
Если ваш сын или дочь – визуал, то у него сильно развита именно зрительная система. Следовательно, ему проще запоминать визуальные образы. Ребенку больше нравится смотреть картинки, чем слушать то, что ему читают. Он любит рисовать, писать. Аудиалы прекрасно воспринимают информацию на слух. Они с радостью слушают чьи-то рассказы, быстро запоминают стихи. Кинестетики все изучают на ощупь. Такие дети постоянно в движении. Для них чрезвычайно важен телесный контакт. Ребенка нужно постоянно ласкать, гладить. Кинестетикам трудно сосредоточиться на чем-то одном.
Кубики надо покупать, пирамидки, камешки, веточки с прогулок приносить. А вообще, кто посоветует книги о том, как не упустить сенсорное развитие детей дошкольного возраста?
Ну я вот и подскажу как не упустить сенсорное развитие детей дошкольного возраста: не мешать деткам самим развиваться, трогать, щупать, брать в руки, не отбирать у них ничего, пусть чувствуют ручками предметы, из чего они и какие.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста начинается с близости к маме, когда малыш держит вас ручками, держит грудь, край халата, руку, потом соску, погремушку. Не нужно отказывать ему в удовольствии подержать какую-то вещь, к которой он тянется. И он запоминает все при этом тоже, что мамина рука теплая и нежная, соска жесткая и при этом тянется, погремушка твердая.