Перешагнув школьный порог, ребенок оказывается в совершенно новом для него мире. Перед маленьким человечком стоит непростая задача – привыкнуть к новой жизни, новым людям, новой обстановке.
Адаптация к школе зачастую протекает весьма болезненно для ребенка. Как показывают наблюдения, выработка относительно устойчивого приспособления к школе наступает на 5-й неделе обучения. Но у отдельных первоклашек по истечении этого времени она так и не наблюдается в таком случае имеет место социально-психологическая дезадаптация к школе.
Многие исследователи главной причиной школьной дезадаптации считают несоответствие возможностей ребенка тем требованиям, которые предъявляет система обучения, проще говоря, речь идет об отсутствии так называемой «школьной зрелости».
Иными причинами такого явления могут стать: недостаточный уровень интеллекта малыша, его социальная незрелость, неудовлетворительное состояние здоровья, неумение общаться с окружающими. Все это представляет собой комплекс внутренних причин, проблем ребенка.
Но наряду с внутренними выделяют и внешние причины дезадаптации в школе, связанные, прежде, всего с фигурой педагога. К их числу относится непосредственно личность учителя, особенности его общения с ребенком, родителями, методика преподавания, несоответствующая возможностям ребенка.
Как правило, все обозначенные факторы имеют место в совокупности и всегда тесно взаимосвязаны друг с другом, порождая определенные трудности обучения. Принято все многообразие проблем с обучением, возникающих у первоклассника, условно разделять на 2 типа:
·специфические, которые имеют в свое основе различные нарушения зрительно-моторной координации, моторики, речевого развития, пространственного и зрительного восприятия:
·неспецифические, которые вызываются общей ослабленностью организма, неустойчивой и низкой работоспособностью, низким темпом деятельности, повышенной утомляемостью.
Дезадаптация в школе может характеризоваться рядом признаков.
Такой первоклассник отличается на фоне остальных учеников сильной и частой отвлекаемостью, неорганизованностью, пассивностью. Ему не под силу понять суть задания и сосредоточено приступить к его выполнению. Ученик не может работать без дополнительных напоминаний и отвлечений.
Письмо такого первоклашки имеет неустойчивый подчерк, характерными чертами которого выступают различная протяженность и высота графических элементов, неровные штрихи, растянутые, разнонаклонные большие буквы. Ошибки выражаются также в пропусках букв и их случайных заменах, неприменении правил. Вызваны подобные несоответствия, прежде всего, отсутствием концентрации внимания.
По этой же причине наблюдаются и трудности при чтении: пропуски букв, слов; возвратные движения глаз, угадывание; быстрый темп чтения при плохом восприятии прочитанного материала; медленный темп чтения.
Трудности при обучении математики выражаются также в неустойчивом почерке (растянутые, неровные цифры) , фрагментарном восприятии задания, затрудненном переключении с одного действия на другое.
Дезадаптация первоклассников к школе также может характеризоваться такими проявлениями, как:
·Отставание от школьной программы по одной или нескольким дисциплинам, не успешность в обучении;
·Боязнь публичного выступления, проверки знаний, оценивания, растерянность при ответах неуверенность;
·Нарушения в общении со сверстниками: отчужденность, агрессия, конфликтность и повышенная возбудимость;
·Нарушения во взаимоотношениях с педагогами, неподчинение школьным нормам и нарушения дисциплины;
·Личностные нарушения: упрямство, страхи, лживость, угрюмость, уединенность, сверхчувствительность, чувство собственной неполноценности;
·Неадекватная самооценка. При низкой самооценке наблюдается безынициативность, несамостоятельность, нерешительность, конформизм. При высокой самооценке — уклонение от трудностей, обидчивость, стремление к лидерству.
Любое из обозначенных проявлений, так или иначе, ставит первоклашку в тяжелые условия, вследствие которых ребенок станет отставать от своих одноклассников, нарушается процесс его социализации. Как показывает практика, именно в таких условиях обычно закладывается фундамент «трудных» подростков.
Проблема школьной дезадаптации ребёнка непременно должна быть решена, важно своевременно вернуть школьника к полноценной жизни. Для этого необходимо помогать малышу, причем делать это должны в равной мере, как родители, так и педагоги, а в некоторых случаях неизбежно обращение к детскому психологу.
Родителям следует контролировать процесс усвоения ребенком учебного материала и объяснять самостоятельно то, что школьник в силу различных причин не смог освоить на уроке. Учителю необходимо создавать комфортность условий проведения урока, индивидуально подходить к каждому ребенку. Он должен быть спокойным, сдержанным, подчеркивать успехи и достоинства детей, стремиться наладить их отношения друг с другом. Важно создать доверительную, искреннюю, эмоциональную обстановку в классе.
Благодаря сотрудничеству родителей и учителя обеспечивается снижение уровня тревожности ребенка. Благодаря этому проблемы школьной дезадаптации будут разрешены в максимально быстрые сроки.
Общие рекомендации могут быть сведены к следующим положениям:
·Уделять своему чаду больше внимания: играть, советовать, наблюдать, но при этом меньше воспитывать. При этом важно способствовать развитию образного мышления, для чего занимать со школьником конструированием, лепкой, рисунками, мозаикой, аппликациями.
·Завышенные ожидания родителей порождают неуверенность в себе, низкую самооценку ребенка. У него повышается чувство страха перед родителями, учителями, сверстниками за свою неполноценность, не успешность, — а это прямой путь к хроническому торможению развития.
·Не стоит сравнивать результаты работы своего малыша с достижениями более успешных школьников. Сравнивать первоклашку можно только непосредственно с ним самим, хваля при этом его за улучшение собственных его результатов.
·Первокласснику необходимо найти такую сферу, в которой он мог полностью реализоваться. Это могут быть различные танцы, изостудии, рисование, спортивные секции.
·Важно выделять, подчеркивать в качестве самой значимой ту область, где малыш наиболее успешен, тем самым помогая обрести ему веру в себя. Говорить о том, что если он научился хорошо делать что-либо, то впоследствии обязательно у него получиться все остальное.
·Следует помнить, эмоциональные проявления взрослых, причем в равной степени как положительные (доброе слово, похвала) , так и отрицательные (укоры, замечания, крик) служат подкреплением, которое провоцирует демонстративное поведение школьника.
Адаптация к школе – не простой, порой довольно длительный процесс, имеющий большое значение в жизни ребенка и его родителей. Важно в этот период максимально помочь первоклашке, окружив его заботой и любовью.
К записи "Родителям первоклассников: проблема дезадаптации к школе ребенка" оставлено 0 коммент.