Первые звуки ребенок издает сразу после рождения, а уже через год он отчетливо произносит свои первые слова, а еще через полтора способен говорить «взрослыми» предложениями. Какие нормы предполагает речевое развитие детей дошкольного возраста? Как помочь ребенку научиться красиво и правильно говорить вовремя?
Голосовой аппарат ребенка начинает работать с криков и плача в первые месяцы жизни. Уже в 2-3 месяца младенец начинает обращать внимание на окружающие звуки, а с 4 месяцев он учится общаться с окружающими посредством звуков. При этом ребенку доставляет необычайное удовольствие и сам процесс создания звуков и реакция взрослых, которые его поощряют, обращают внимание и отвечают. Как должно правильно протекать речевое развитие детей дошкольного возраста?
Первые осмысленные слова дети, как правило, произносят в возрасте около года. Это «названия» родственников, домашних питомцев или любимых предметов. Примерно в это же время ребенок осознает связь между словом и предметом, которое оно называет. Для того чтобы научиться говорить нужно немало практики. Чаще сначала дети учат родной язык пассивно – они уже понимают, о чем говорят окружающие, но сами имеют ограниченный словарный запас.
Примерно до трех лет малыши упрощают слова, вместо фраз используют ключевые глаголы или существительные. Развитие речи в этот период у детей дошкольного возраста происходит естественным путем. Ребенок хочет общаться с родителями и сверстниками, осознавая свои потребности, он пытается выразить их в словестной форме для того, чтобы быть понятым. Впрочем, плач и крики для привлечения внимания так же активно используется. Но уже в 1,5 — 2 года малыш без труда может выполнить просьбу взрослого, если услышит знакомые слова.
Немаловажна и интонация. По тому, как произнесена фраза, ребенок без труда понимает призыв ли это или повествование. Рекомендуется разговаривать с детьми спокойным доброжелательным тоном, по необходимости достаточно строго, но избегая негативных суждений и повышения голоса.
По мере расширения словарного запаса удлиняются речевые конструкции. Но ждать от малыша сразу осмысленных верных с точки зрения грамматики русского языка предложений не стоит. Желая что-то сказать, ребенок будет группировать слова вместе. Во время развития речи у детей дошкольного возраста нередко можно наблюдать ошибки в произношении, постановке ударения. Многие малыши испытывают сложности с конкретными звуками. Некоторые дети, столкнувшись с этой проблемой, предпочитают вовсе «выкинуть» из слова проблемный звук и исказить его. В этом случае не лишними будут специальные логопедические занятия.
Как стимулировать речевое развитие детей в дошкольном возрасте? С ребенком нужно много читать и разговаривать. Побуждайте малыша к пересказу услышанных историй и собственным рассказам. Спрашивайте его о том, чем он занимается, или что делал, пока вас не было рядом, приучайте делиться своими впечатлениями, фантазировать вслух. Просите описывать словами изображения. Так же нужно следить за употреблением падежей и лиц, и согласованностью предложений в целом.
Уже в пред школьном возрасте можно знакомить малыша с основами грамматики и словообразования родного языка. Не забывайте о том, что цель – не только научить, как правильно, но и объяснить, почему. Правила русского языка в их обычном изложении вряд ли будут понятны и интересны ребенку, но объяснить падежи и лица доступным образом совсем несложно.
Еще один ключевой момент не только в развитии речи, но и как показатель совершенствования мышления – это появление в предложениях определений. Описывая тот или иной предмет, ребенок использует прилагательные для описания его внешних, физических свойств и иногда так же говорит о качествах характера или выполняемых действиях. А это значит, что малыш может не только полностью осознать и всесторонне рассмотреть предмет, но и поделиться своими впечатлениями.
Когда развитие речи у детей дошкольного возраста достигнет осмысленных, лаконично завершенных предложений, можно переходить к овладению письменностью. Многие педагоги советуют учить алфавит в раннем возрасте, для формирования связи между изображением буквы и ее названием можно использовать карточки. Составлять же из отдельных букв слова, используя наглядные материалы намного проще в том возрасте, когда ребенок способен понять смысл задания и имеет достаточный словарный запас. В качестве игр, хорошо развивающих речь незаменимы так же скороговорки, объедение слов по смыслу («Города»), перечисление однокоренных слов и другие.
Речевое развитие детей дошкольного возраста — вещь важная, тут поневоле забеспокоишься, если что-то будет упущено…
Многие пишут про речевое развитие детей дошкольного возраста, много курсов всяких организуется, а кому верить непонятно, слишком все коммерциализировано, все хотят денег.
Речевое развитие детей дошкольного возраста осуществляется тоже естественным образом, чем больше разговариваете с малышом, тем больше он запоминает звуков, слогов, начинает сам воспроизводить их. Важно чтобы при этом он видел ваше лицо и мог повторять артикуляцию.В принципе, и без лица звуки будут воспроизводиться также, но артикуляция будет странная, как у иностранцев)))