Главная » Родителям » Развиваем творческие способности младших школьников
07
Jan

Развиваем творческие способности младших школьников

Рубрика: Родителям     Комментарии: Комментариев нет

Как развить фантазию в ребенке, как научить мыслить нестандартно? Этой задачей должны заниматься не только учителя в школе, но и родители дома. Тогда ребенок вырастет полноценным разносторонним и уравновешенным человеком.

В статье подробно раскрывается: как развить способности младших школьников. Но прежде чем приступить к данному вопросу, стоит немного остановиться на вопросе: какую роль в принципе играет художественное воспитание.

Огромную роль художественного воспитания в полноценном развитии личности человека отмечали еще в древности. Древние римляне, греки с детства прививали детям любовь к прекрасному: обучали их этикету, водили в театр. Увидеть в работе созида­тельное начало красоты и эстетики — означает делать прекрасное и преобразовывать окружающий мир в лучший.

Этим качеством человек с самого начала и отличается от живот­ных. Это основа воспитания, поэтому ее надо закладывать в ребенка с детства. А младший школьный возраст – это время, когда маленький человек уже осознанно вступает в социум. Но еще не знает всех правил.

Задача искусства сделать его добрым, открытым и всесторонне развитым человеком. Художественное воспитание напрямую связано с уровнем культуры человека. Походы в театр, на выставки, в музеи стимулируют воображение ребенка, тем самым развивая в нем скрытый потенциал к творчеству.

Творческие способности заключаются не только в умении создавать художественные произведения, но и в умении видеть в стандартной, будничной ситуации что-то новое, находить нестандартное решение в казалось бы самой обычной типовой задаче, которую ставит жизнь.

Если касаться рукоделия, то занятия прикладным творчеством: лепка, вязание, оригами и тому подобное, — развивает быстрее и интеллектуальную сторону ребенка. Он начинает лучше выражать свои мысли, ему проще осваивать школьные предметы, он быстрее адаптируется в незнакомой обстановке.

Это связано с тем, что руки ( и это подтверждено с научной точки зрения) и развитие мозга неразделимы. Чем больше человек работает руками, особенно, выполняя что-то мелкое и кропотливое, тем пытливее и острее его память.

Что касается непосредственного развития способностей, то развивать творческие способности детей можно, как и на внеклассных занятиях, так и в процессе непосредственно учебы. Все зависит от преподавателей. Если учитель смог заинтересовать, увлечь детей, то даже такая скучная для них математика способна стать увлекательным путешествием в мир цифр.

Форм и методов развития творческих способностей для школы разработано достаточно много. Стоит остановиться на нескольких. Младшие школьники – это еще маленькие дети, поэтому занятия должны быть построены в игровой, а не поучительной форме. Творческие способности школьников развиваются.

Если взять, например, точные науки. То урок можно построить в форме игры «Что? Где? Когда? ». Для этого класс разделяют на несколько команд примерно по 8-10 человек. И учитель в формате известной игры начинает задавать вопросы детям. Это не только очень хороший способ повторить пройденный материал, таким образом можно научить детей думать нестандартно, работать командой, а также привить любовь к данному предмету.

Также можно составить занимательные сказочные задачки. Например, сколько мухоморов должна собрать баба Яга, если к ней в гости должны придти Змей Горыныч и Кощей Бессмертный? Дополнительное условие: Змей Горыныч съедает три тарелки супа, а Кощей одну.

Если взять, например, уроки русского языка, литературы, природоведения, то здесь поле для фантазии очень велико. Можно превратить изучение нового материала в сказку, даже привлечь к этому игрушки. В данном возрасте детям еще интересны игры, куклы, мягкие игрушки для них еще «живые». Преподаватель вовлекает в сказку-обучение и самих детей.

Пускай они подсказывают, например, Петрушке, как нужно написать слово, чтобы творец превратился в жилище короля или как поставить запятые в знаменитой фразе «казнить нельзя помиловать», чтобы невредимым добраться домой. По окончании урока можно присудить какие-то маленькие бонусы подарки: цветные картинки, наклейки, конфетки и так далее) .

Основное на что нужно обратить внимание при построении урока – это на степень вовлеченности детей в обсуждение материала. Это не должно быть насильно, так как детям свойственно сопротивляться, если они чего-то не хотят делать. Также можно предложить в конце урока игру, развивающую логику и словарный запас. Из одного какого-то длинного слова, используя буквы, придумать другие более короткие.

Также не стоит забывать о роли уроков труда. Развитие мелкой моторики влияет напрямую и на развитие человека в целом. Не нужно на таких занятиях заставлять делать всех что-то одно, одинаковое. Лучше показать им определенные приемы использования материала.

Например, как облепить пластилином пустую бутылку, а потом прилепить на нее ракушки. А сюжет: какой рисунок должен получиться в итоге пускай сделают они. Или, еще один пример, как превратить обыкновенное яблоко с помощью клея и цветной бумаги в веселого моряка.

А дальше дать им фантазию самим придумать историю про этого моряка, сделать ему корабль, может кто-то захочет, чтобы у него были усы… Творческие способности младших школьников хорошо и правильно развивать именно в игровой форме. Ребенок развивается, если ему интересно.

Одна из популярных и действенных методов развития способностей – это рисование. Рисование для школьников не должно превращаться в рутину. Так как 40-45 минут выделяемых для урока рисования не всегда достаточно. А именно уроки ИЗО, труда – это как ни странно, основа развития творческих способностей младшего школьника.

Здесь он знакомится с художниками разных эпох, их произведениями, стилями в искусстве. Учится делать что-то своими руками. Для ребенка начальной школы сделанная своими руками работа – это небольшое чудо. Немного отвлекаясь от темы, стоит дать совет родителям: никогда не забывайте восхищаться творениями своих детей, даже если они кажутся корявыми и безвкусными.

Ребенок делал их с душой и любовью и ему очень важно одобрение и похвала именно родителей. Возвращаясь к структуре урока по искусству, можно дать следующие советы. Стоит построить преподавание следующим образом.

Сначала можно познакомить ребят со стилями в искусстве, показать примеры работ знаменитых художников, рассказать про них, попросить детей назвать, что изображено на картине, какие эмоции она у них вызывает, какие цвета преобладают. Лучше каждый урок посвящать какому-то отдельно стилю или картине.

Например, сегодня рисуем натюрморт. Соответственно в этом контексте, можно показать «Девочку с персиками» Серова, натюрморты голландских художников, а также, чтобы показать, что каждый художник самовыражается на холсте по-своему, показать натюрморты с яблоками Матисса.

После обсуждения уже попросить каждого нарисовать свой натюрморт. Для упрощения задачи можно составить какую-нибудь композицию, но дать свободу выбора детям в материале. Главное, не надо пытаться, чтобы дети уложились в отведенный отрезок времени. Потому что кому-то хватает и десяти минут, чтобы нарисовать шедевр, а кто-то просидит и час, обдумывая над чистым листом.

Младшие школьники зачастую очень ответственны и боятся чем-то обидеть взрослого, поэтому ребенок, который делает все медленно будет очень комплексовать, смотря на того кто сделал быстро. Так как его учитель похвалили. Лучше оставить дорисовку, как домашнее задание: закончить работу и принести к следующему уроку.

На следующем уроке можно дать детям рассказать: почему они выбрали такие краски для рисования и такой стиль. Это дает возможность ребенку высказаться, выплеснуть свои эмоции, а также очень благотворно действует на развитие правильной речи.

Родители развитие своего ребенка часто поручают школе и учителям, считая, что именно они должны развивать художественный вкус школьников. Но это не совсем правильно. Для детей важен контакт с отцом и матерью. Это происходит на уровне подсознания, чем больше ребенок проводит времени со своими родителями, ощущает их поддержку и заботу, тем увереннее он вырастает в дальнейшем.

Для формирования художественно-эстетического вкуса у ребенка родителям необходимо водить свое чадо по выставкам, музеям, в театры. Позже, придя домой, можно обсудить увиденное, предложить нарисовать. Творческие работы младших школьников еще дышат непосредственностью, в них нет законов перспективы, правил передачи цвета, но они очень точно и правильно передают эмоции ребенка в момент, когда он рисовал картину.

Родителям «на заметку» можно сказать, что стоит обращать внимание на цветовое решение в рисунках ребенка. По ним опытный психолог может нарисовать картину эмоционального состояния младшего школьника. Например, преобладание желтого в работах говорит о эмоциональном напряжении, что ребенок чем-то расстроен постоянно, а черного, грязно-коричневого говорит, что школьник находится в подавленном, депрессивном состоянии.

Это очень тревожные признаки, поэтому обязательно надо поговорить с ребенком или сходить с ним к специалисту. Также можно устраивать домашние спектакли, делая для них самостоятельно декорации, кукол. В саму постановку лучше всего вовлекать всех домочадцев. Такие домашние сценки помогут сплотить семью, а также очень благотворно влияют на развитие фантазии и нестандартного мышления ребенка. Формируя в нем позитивное восприятие мира.

Что касается скульптурной лепки, то стоит обратить внимание, например, насколько остро лепит ребенок. Если все работы получаются «колючими», то стоит задуматься над тем, почему ребенок выстраивает вокруг себя такую броню, что не хватает ему, чтобы раскрыться.

Подводя небольшой итог, можно дать несколько советов для учителей и родителей по способам развития талантов у школьника. Стоит сказать, что в начальной школе может быть уже произведена диагностика способностей школьников к тем или иным предметам.

Она не всегда дает точный результат, но грамотный детский психолог с точностью до девяносто пяти процентов найдет в каждом ребенке те области знаний, в которых ему будет комфортно и интересно. Также стоит еще прислушаться и к самому ребенку, чаще всего то, чем увлекается младший школьник в этом возрасте и становится хобби или работой на всю его взрослую жизнь.

Взрослые зачастую через своего ребенка осуществляют свои нереализованные мечты, забывая, что он личность, отдельная и цельная и у него свои пристрастия и увлечения. Еще раз стоит дать совет родителям: не стоит заставлять свое чадо делать что-то, что ему неинтересно, не нравится.

Это может навсегда затормозить его развитие, как творческого человека. Для учителей можно посоветовать делать свои уроки максимально интересными, в виде игр, сказок, стараясь не перегружать их материалом. А также насыщать рассказ эмоциями, какими-то иллюстрациями, если есть возможность небольшими видеоматериалами.

Такие уроки запоминаются намного лучше, нежели скучное чтение. Именно, от преподавателя в начальной школе зависит любовь или нелюбовь ребенка к дальнейшему обучению. Развивать творческие способности младших школьников и прививать им художественный вкус можно и нужно всегда и везде.

Например, на улице, можно собирать листья для домика зайчика или считать, сколько машин проехало красных, сколько синих. Придумывать истории про прохожих – эти занятия тоже очень стимулирую воображение.

Выше были подробно раскрыты способы и формы развития творческих способностей младших школьников. А родителям и учителям помнить, что главное в общении с ребенком – это искренность и уважение его, как самостоятельной личности.

Автор:    

К записи "Развиваем творческие способности младших школьников" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)